Тысяча вторая сказка Шахерезады | Music-Review Ukraine
Головна
Огляд
Тысяча вторая сказка Шахерезады
Тысяча вторая сказка Шахерезады
«Любовь Данаи» Рихарда Штрауса в Зальцбурге
24 вересня 2016, субота
Поширити у Facebook

«Любовь Данаи» Рихарда Штрауса – редко исполняемое произведение.

Эта предпоследняя опера Р. Штрауса предназначалась Зальцбургу и только ему. Но, будучи представлена здесь в конце второй мировой войной лишь на генеральной репетиции, дождалась своего премьерного часа не раньше 1952 года. Следующая зальцбургская постановка прошла в 2002 году, и снова решились на неё только через 14 лет – очень уж непросто подобрать ключ!

 "Любовь Данаи"  Рихарда Штрауса в Зальцбурге. Фото: Monika Forster

«Весёлая мифология» – определяется жанр оперы, где Штраус вознамерился создать ещё один комический музыкально-театральный опус, а либреттист Йозеф Грегор использовал для этого эскизы сценария давнего партнёра композитора – Гуго фон Гофмансталя.

На самом деле, комедийность «Данаи» относительна и специфична. Это не юмор «Кавалера розы» с его феерически озорным третьим актом; уж скорее мягкая улыбка «Арабеллы» (кстати, некоторые коллизии сюжета здесь схожи) или философская человечность «Женщины без тени». Это тонкий, ироничный, интеллектуальный юмор, некое самонаслаждение мастера, свободно ориентирующегося в глубинах мировой культуры, беспредельно владеющего всем арсеналом средств симфонического оркестра и вокально-интонационными изысками.

И позволившего себе не слишком заботиться о возможностях восприятия зрителя-слушателя: если досконально не знать мифологию и не владеть немецким на достаточном уровне, этот юмор может и ускользнуть, ибо в изумительно красивом, щедром многословии звуков разлита такая нежная лирика, нега и чувственная сила, которая заслонит что угодно. Но юмор всё же проявляет себя в пикантных подробностях сюжета: главный бог Олимпа Юпитер, выдавая себя за царя Мидаса, сватается к Данае. При этом он убеждает четырёх цариц – родственниц Данаи – не разоблачать его. А царицы, между прочим, – Европа, Семела, Алкмена и Леда. Все четыре – мифологические героини скандальных адюльтеров громовержца.

Вообще в либретто забавно, но довольно путано соединены два античных мифа: о Юпитере, возжелавшем Данаю (пролившимся на неё золотым дождём), и о царе Мидасе, своим прикосновением всё превращающим в золото. В результате получился красивый сюжет о выборе между роскошью богатства и любовью. Точь-в-точь интермедия из «Пиковой дамы», только на четыре с половиной часа.

В спектакле высокие олимпийские страсти происходят на ступенчатой пирамиде, и когда она покрыта коврами, да ещё помещена в грандиозный ковровый кабинет, то возникает роскошный, ориентально стилизованный подиум: режиссёр, он же сценограф Алвис Херманис вместе с художником по костюмам Йозасом Статкявичусом словно погружают действо в атмосферу сказок Шехерезады.

Когда-то, гуляя по Мюнхену, я увидела полукруглый высотный дом (тогда такие были в новинку) и узнала прототип сценического обиталища Закса в «Мейстерзингерах» Баварской оперы. Это я о том, как вполне реальная среда влияет на фантазию художника. В одной из улочек Зальцбурга мне попалась на глаза лавка старых ковров. Вот она, оказывается, среда обитания героев спектакля Херманиса!

Когда же с пирамиды сдергивают ковровые покрытия, подиум из белых плиток, чуть тронутый мерцающим голубым, – это мир нежной женственности Данаи, а иногда олимпийский пьедестал Юпитера. Всё вместе в лучах театрального света Глеба Фильштинского выглядит фантастически красиво.

Над пирамидой длинная узкая ниша – галерея, где появляется хор и базируется балет. Хореограф Алла Сигалова добавила представлению изысканного шика двенадцатью прекрасными балетными девушками – изощрённым пластическим аккомпанементом происходящему. Они – золотой дождь в сновидениях Данаи и несметные богатства Мидаса; ювелирные пластические композиции из золотых тел, обрамляющие фигуры героев; дворцовые танцовщицы, женщины гарема и – прелестная выдумка постановщиков – мастерицы ковров в покрывалах, тихими белыми бугорками пристроившиеся около ткацких станков в финальной сцене оперы.

Костюмы спектакля, созданные литовским модельером Статкявичусом – отдельная поэма. Каждый – произведение искусства, а вместе – идеально выверенная гамма тонов в восточной пестроте хоровой массы, изящные силуэты, характерность которых во сто крат усилена огромными лёгкими чалмами; золотые одеяния танцовщиц или чешуйчатое золото накидок царственных и божественных особ – всё это зрелище не просто красиво. Его созвучие колористическому богатству оркестра – настоящая цветомузыка. Кипенно-белые одежды солистов на этом фоне работают абсолютно беспроигрышно.

Несмотря на тотальную декоративность, «Любовь Данаи» – тёплый, человечный спектакль. Венские филармоники во главе с Францем Вельзер-Мёстом исполняют эту музыку с какой-то особой любовью. Оркестр завораживает, импрессионистически поигрывая тембрами, или взрывается блеском и силой, а то и колдует, нашёптывая чувственную нежность, и умиротворяет мерцанием тихого счастья.

Вообще диалог этого спектакля со зрителем-слушателем идёт на очень высоком художественном уровне по всем статьям. Но при этом с лукавой доверительной улыбкой. Юпитер могуч и великолепен, появляясь на огромном муляжном белом слоне. Красивый округлый баритон и стать Томаша Конечного демонстрируют победительную силу его персонажа. Совершенно непонятно, как можно таким не прельститься. Но Даная выбирает другого. И Мидас Герхарда Зигеля – полнотелый, но с таким нежным сердцем и красивым тенором! – жертвует всем: богатством, своим волшебным свойством и царством. Теперь бедный и скромный, он погоняет белого ослика. Живого, настоящего. А царственная Даная ткёт ковры.

Красимира Стоянова, пленительная Маршальша из «Кавалера розы» прошлого зальцбургского сезона ещё раз восхитила своей вокальной и артистической неувядаемостью. Какой разговор об эйджизме! Помимо того, что она в прекрасной физической форме, певице-актрисе такого ранга не приходится изображать красоту и молодость. Она изумительно проживает эти состояния в пении, а пластика её к тому же радует глаз мягкой женственностью.

А вообще-то в этом спектакле, как нигде, «короля делает свита». Антураж настолько хорош и так созвучен музыкальному колористическому изобилию, что солистам достаточно просто хорошо петь, принимая соответствующие позы. Что все они и выполняют с успехом. При этом спектакль как-то совершенно без натуги несёт добрый нравственный урок. Правда, к концу этот урок становится длинноватым. Окончательные выяснения отношений Данаи с Юпитером лаконичностью похвастать не могут, и дивной красоты финальный ансамбль, кажется, не будет иметь конца. Впрочем, Рихард Штраус всегда обворожительно многословен в финалах, а спектакль так хорош, что с ним не грех расставаться долго и нежно.


Автор: Нора Потапова
Джерело: operanews



Інші:

Фотомиті "Київської пекторалі". Подія, яка вже стала історією
"Вечір української музики" у Кропивницькому
Маріупольський оркестр «Ренесанс» взяв участь у великому концерті в Італії
Музичний символ солідарності: на другу річницю великої війни оркестр Львівської філармонії виступив у Варшаві
"Музика без меж": у Дніпровській академії музики провели Міжнародний фестиваль академічного музичного мистецтва
Сучасна академічна музика та саунд-перформанси в іменах — 11 українських композиторів, чиї концерти не варто пропускати
Від Бетховена до Скорика: пам’ять Небесної сотні в Харкові вшанували музикою
“Музичні мости”
Полтавська обласна філармонія презентувала програму «Присвята Астору П’яццолі».
Абстракція в дикому вигляді: The New York Times про українську оперу Chornobyldorf
У Києві показали сучасний балет «Д.І.М.» про вимушену міграцію
У Львові під час концерту колядок і щедрівок хор "Дударик" зібрав понад 80 тисяч для військових
У "Карнегі-хол" у Нью-Йорку прозвучали твори відомих українських композиторів
Прем’єри та присвяти на концерті «Тиха молитва» у Львівській філармонії
З 3 по 8 січня у філармонії пройшов перший цьогорічний фестиваль органної та камерної музики «Bach Contemporary». Цьогоріч фестиваль представив публіці 8 різноманітних концертів обʼєднаних генієм Баха
"Мрії щасливого року": артисти Запорізької філармонії порадували глядачів ще однією прем"єрою
Ансамбль "Полтава" обласної філармонії відтворив на сцені різдвяні традиції
27 грудня у знаменитому будинку Роліт відбулась прем’єра перформансу-променаду «Гра в хованки з паном Лятошинським»
"Нове Різдво" хору ім. Бортнянського
«Котигорошко проти вікінгів»: ПРЕМ’ЄРА ВИСТАВИ
Напередодні Різдва у великій залі Ніжинської музичної школи відбувся святковий благодійний концерт на допомогу ЗСУ
Дивовижна прем'єра на Святвечір: у філармонії відтворили концертну програму капели Кошиця
"Сойчине крило": через 67 років після прем'єри повернувся на сцену балет Анатолія Кос-Анатольського на сюжет новели Івана Франка
У харківському метро пройшли концерти зірок оперного театру
Концерт юних віртуозів
Культурна дипломатія в дії
Незламній Україні присвячується
“Лісова пісня” у Будапешті
Урочисте відкриття Конкурсу імені Сліпака пройшло у Львівській філармонії
13 грудня у знаменитому залі Берлінській філармонії відбувся концерт Академічного симфонічного оркестру Львівської національної філармонії під назвою «Sound of Ukraine»
Концерт ентузіастів
Культурна дипломатія вищого гатунку
Харківський кросовер-оркестр PRIME ORCHESTRA гастролює містами Туреччини
«Пиши листи до Миколая!»
У Рівненській обласній філармонії звучали різдвяні пісні
«Сарсуела. На хвилях іспанської пристрасті»
Відважний проєкт
У Львівській філармонії з успіхом пройшла прем’єра опери польського композитора
У Києві відбулася прем’єра опери “Родинний альбом” Єжи Корновіча (Польща), а 10 грудня її почують у Львові
Повернення Дона Карлоса: вердіївський шедевр вперше за два роки прозвучав у Києві
      © 2008-2024 Music-review Ukraine