Александр Гоноболин о музыке, конкурсах и концертах | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Александр Гоноболин о музыке, конкурсах и концертах
Александр Гоноболин о музыке, конкурсах и концертах
18 вересня 2016, неділя
Поширити у Facebook

Имя Александра Гоноболина известно далеко за пределами нашего города. Заслуженный артист Украины, скрипач, дирижер, композитор, лауреат и дипломант международных конкурсов. Его скрипку слышали не только Херсон и Николаев, но и многие другие города и страны. И многих почитателей его творчества очень порадовал факт, что Александру Чарльзовичу присвоили звание “Почетный гражданин Херсона”.


Александр Гоноболин

– Александр Чарльзович, этот год для Вас “урожайный” – Вы стали членом Союза композиторов Украины, почетным гражданином Херсона. Как чувствуете себя в новом статусе почетного гражданина?

– Пока никак, еще не получил ни документы, ни льготы. Я не стал бы почетным гражданином, если бы не люди, выдвинувшие мою кандидатуру (глава облорганизации профсоюза работников культуры Виктор Величко) и отстояли, когда ее отклонили: председатель правления Фонда громады Херсона “Захист” Лариса Польская и депутаты Виталий Богданов и Вячеслав Еременко. Всех их хочу поблагодарить от души.

– Но все же, почему известный композитор только сейчас стал членом Союза композиторов?

– В Одессе один из композиторов тоже спросил меня: “А почему раньше не вступали?” Я говорю: “Потому что раньше я писал музыку” .

– Только не говорите, что сейчас не пишете...

– Пишу. А решил вступить в Союз, когда почувствовал, что музыки уже много, что могу заявить о себе. Я ведь диплома композиторского не имею. Как-то начинал заниматься в Одесской консерватории, уже в возрасте, но позанимался всего три месяца, потому что меня пригласили на работу дирижером Николаевского камерного оркестра. Нужно было работать в Николаеве, живу я в Херсоне, плюс учеба на стационаре в Одессе... Совместить было нельзя, и я выбрал оркестр. В дальнейшем работа с оркестром мне очень помогла как композитору, я для него писал много музыки, делал много аранжировок других композиторов – то есть, я рос. Мне очень повезло, далеко не все композиторы имеют этот инструмент – оркестр, и тем более не всем посчастливилось услышать свои произведения при жизни, да еще и продирижировать ими так, как хочется. Я вышел на пенсию, но иногда работаю с Николаевским оркестром. Преимущественно, когда сыну Даниилу нужно сыграть какую-то программу. Выступаем не только в Николаеве, но и обязательно в Херсоне. И вот, когда вышел на пенсию, подумал, что как члену Союза композиторов будет легче реализовывать свои произведения.

– В прошлом году Вы стали лауреатом сразу двух международных конкурсов, хотя всего 4 года назад впервые приняли участие в конкурсе композиторов. Вошли во вкус?

– Я и сейчас во вкусе – просто конкурсов не так много. В основном, их проводят для молодежи – и это понятно. Есть конкурсы, где нужно платить большие (по нашим меркам) взносы – 50 евро, 100 евро. Правда, в конкурсе “Crossover competіtіon award” в Германии тоже был взнос, но 12 евро – это для нас посильно. Конкурс организовывал дуэт скрипачей – брат и сестра. Нужно было для них написать пьеску для двух скрипок до 5 минут. Так как я знаю скрипку досконально, то решил попробовать. Всего участвовало 353 композитора со всех стран мира (от Украины было человек 6-8, от Германии – больше ста). Солидная компания жюри – профессора мюнхенской и гамбургской консерваторий, скрипачи, композиторы, шоумены – отобрала 6 финалистов, и я оказался среди них. Финалистам нужно было либо лично присутствовать на финале, либо по скайпу участвовать – мы впятером сидели в зале, один композитор был в скайпе. Исполнители играли произведения без объявления, без указания автора – под номерами, а голосовать должна была публика. На мой взгляд, профессионализм конкурса закончился в момент окончания работы профессионального жюри.

– Неужели все так плохо? Какими были финальные произведения?

– Написаны мастерски, но все по-разному. И вот объявляют результаты, начиная с последнего. Шестое место – венгерский композитор. Пятое – называют меня. Я удивился. Прослушав все произведения, я рассчитывал услышать свое имя позже. Когда уже приехал в Херсон, мои друзья (они смотрели трансляцию финала онлайн) рассказали, что во время голосования исполнительница взяла целую кипу бюллетеней и бросила в урну. Потом на сайте написали, что кроме присутствующих в зале (было человек 300-400), люди голосовали по интернету, хотя в условиях этого не было. В итоге, первое место получил американец, который всю жизнь прожил в Гамбурге, 2 и 3 место – два немца. На мой взгляд, немножко несправедливо, тем более, что призовой фонд большой – премии 5, 3 и 2 тысячи евро. А впрочем, скоро вы сами сможете посмотреть заключительный концерт, где будут исполняться все эти произведения, сможете сравнить, правильно ли они распределили места. Концерт состоится 25 сентября, я дам ссылку на трансляцию в Фейсбуке.

– Вы расстроены результатом?

– Я рассчитывал занять более высокое место, но, с другой стороны, очень доволен – стал лауреатом международного конкурса композиторов. Плюс все произведения-финалисты должны быть изданы и записаны на диск. Я подписал контракт с немецкой издательской фирмой – жду диск.

– И в то же самое время проходил и американский конкурс?

– Да, я писал произведения для конкурсов в одно время. Но “Trio Composition Competition” ни взноса, ни личного присутствия не требовал – нужно было послать ноты почтой. Конкурс придумал уникальный нью-йоркский коллектив “Project Trіo” – флейта, виолончель и контрабас. Это веселые ребята, манера их исполнения неклассическая, но они много гастролируют, много записываются. Нужно было написать произведение для этих инструментов, и лучшие определяли сами организаторы – без жюри. Предусмотрена была только одна премия 500 долларов, участвовало около 60 композиторов. Сначала мне прислали письмо, что я попал в десятку лучших и вышел во второй тур. Потом пришли окончательные результаты: первое место получил очень известный композитор-американец, и поощрительная премия – Александр Гоноболин за произведение “Контрасты”, хотя никаких поощрительных призов в условиях не было. Какая это премия – не знаю до сих пор. И это трио приглашает меня еще раз принять участие – и я думаю, писать для них или нет...

– А почему бы нет?

– Посмотрю, до октября время есть.

Участие в конкурсах помогает Вам правильно организовать судейство? В этом году Вы возглавляли жюри на детском конкурсе в Северодонецке.

– Не знаю. Но я как скрипач, как профессионал (это был конкурс скрипачей) имею право высказать свое мнение, выставить баллы лучшим. Конкурс был объективный – расхождений просто не было (разве что 1 балл из 12 – но это не расхождение).

– Не страшно было ехать, Северодонецк не так и далеко от линии огня?

– Наверное, нет. Меня поразили дети – ансамбль скрипачей из Торецка – это город прямо на границе, там все время стреляют. Когда они играли – слезы на глаза наворачивались. Им там гораздо сложнее, чем нам...

– В жюри приглашают часто?

– В этом году в жюри буду второй раз – в декабре в Одессе состоится конкурс юных музыкантов “Серебряная нота”. Мое произведение выбрано для обязательного исполнения. За два года я заполнил нишу педагогического репертуара. Я постарался написать деткам удобную для исполнения музыку – чтобы они и пальцы себе не ломали, и играли разнообразные произведения.

– Сын продолжает радовать?

– Да. Даня в прошлом году стал лауреатом международного конкурса скрипачей им. Станковича в Киеве. На концертах в Николаеве и Херсоне он играл виртуозное произведение – первую часть концерта Паганини (я сделал аранжировку аккомпанемента для струнного оркестра – в оригинале играет оркестр симфонический) и “Цыганские напевы” Сарасате – сверхвиртуозное произведение. Спасибо оркестру Николаевской филармонии “Ars nova”, который играет с ним. А в прошлом октябре мы были во Франции (там живет крестная мама Дани) и дали там пару концертов. Даня играл виртуозные произведения – и все открывали рты: как он, такой маленький, может так играть. А еще друзья организовали встречу с парижским профессором консерватории, он, прослушав сына, пригласил его в свой в класс. Но Даня хочет остаться учиться в Киеве. И еще в этом году мы приглашены нашим земляком Борисом Кереселидзе в Израиль – Новый год там встретим и дадим концерты – дуэтом.


Автор: Лариса Жарких
Джерело: Вгору



Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine