Дмитрий Гнатюк: «Жалею только об одном - что 90 лет пролетели так быстро» | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Дмитрий Гнатюк: «Жалею только об одном - что 90 лет пролетели так быстро»
Дмитрий Гнатюк: «Жалею только об одном - что 90 лет пролетели так быстро»
Знаменитый исполнитель рассказал нам, как его угощал Сталин, спас от тюрьмы Хрущев и доверил свою жену Брежнев
17 березня 2015, вівторок
Поширити у Facebook

Классический исполнитель песен «Два кольори», «Черемщина», Чорнобривці», «Про рушник» («Рідна мати моя»), «Як тебе не любити, Києве мій» 28 марта будет отмечать 90-летний юбилей. Я договорился встретиться с народным артистом СССР, Героем Украины и звездой оперной сцены — в консерватории, где он преподает. Думал, пересечемся в фойе и пойдем куда-нибудь: в класс или в кафе? «Вы знаете, нет ни одной свободной аудитории», — сказал Дмитрий Михайлович, после крепкого рукопожатия, что удивительно для человека его возраста. — «А давайте прямо здесь будем беседовать?» — задорно предложил он. — «Возле входа?» — удивился я. — «А что? Нормально. Присаживайтесь», — показал он на стул рядом с собой.

Пока мы час разговаривали, с нами поздоровалось не менее двух десятков человек: и стар и млад. Очень почтительно, стараясь не нарушать хода интервью. В общем, и я погрелся в лучах славы выдающегося певца, и ему было приятно — искреннее радушие и уважение со стороны коллег и учеников.

— В чем секрет вашего долголетия?

— Я никогда много не пил, а хорошие, темпераментные певцы спивались, поэтому доживали до 60–70-ти. Большие таланты водка сводила на нет. Я это знаю, потому что был секретарем парторганизации. Спасал, умолял: «Не пей, отрава». Не помогало.

— А на свой юбилей выпьете?

— Полстакана вина. Я не собираюсь ничего особенного устраивать. От интервью не отказываюсь, потому что человек должен быть в русле жизни. Пока живешь — твори, а не занимайся глупостями. Не знаю, сколько придет народу, но моя супруга, Галина Макаровна, ждет гостей. Она вкусно готовит.

— Она не ревновала вас к поклонницам?

— Она мне верила. Я убедил, что люблю только ее. Вместе мы 65 лет. Летом ездили в родные села. Ее родители были учителями, мои — крестьянами. Мы не ссорились и никогда не мешали один одному: она — ученый, доктор филологических наук, я — народный артист.

Дмитрий Гнатюк. Фото А. Бойко, "Вести"


— Главное в артисте талант или воля?

— Они должны быть в единстве. Если у вас нет воли, один талант не вытянет человека. Есть воля — есть цель. Я слушал своего учителя, Ивана Паторжинского, и ощущал свою миссию — нести в мир нашу украинскую песню.

— Нашу украинскую песню обожали все генсеки…

— Да, в начале карьеры я попал на 70-летие Сталина. После концерта, где я выступал ведущим солистом хора, которым руководил Григорий Веревка, Сталин попросил его, чтобы на не официальной части юбилея выступил солист. Мне сообщили, что завтра меня ждут в Кремле.

— Не испугались?

— Только, когда уже заехали в Кремль, — на голове волосы зашевелились. Скоро выход, а у меня дыхания не хватает. Распорядитель вышел: «Три шага вперед, два шага влево. Там баянист. И вместе начинаете». Я стал выводить: «Дивлюсь я на небо…» А потом выдал «Темную ночь». Ко мне подошел Сталин с Мао Цзэдуном. «Где работаешь?» — спросил генсек с характерным кавказским акцентом. — «Я еще студент», — говорю. — «У кого учишься?» — «У народного артиста Советского Союза Паторжинского». — «Славный певец! Что ты нам еще споешь?» Я спел на бис, а потом меня посадили за стол. Несмотря на то что был голоден как пес, кусок в горло не лез. А рядом сидели знаменитые артисты: Сергей Лемешев, красавица Вера Давыдова. Ко мне подошел дежурный: «Если хотите — можете уйти. Вас проводят». Поднялся, а навстречу двое с сумками: в одной — напитки, в другой — харчи. Грузинское вино «Хванчкара», любимое Сталиным. Беру сумки и еду с Веревкой в отель. Разложили все это добро на столе, покушали и целую ночь разговаривали. Почти не пили. Эта сдержанность по отношению к алкоголю меня и потом спасала: я бы не смог выдержать такую физическую нагрузку, как у оперного певца. Особенно, когда начались зарубежные гастроли. Первый раз, кажется, я поехал на фестиваль в Варшаву.

— А вас не донимали перед выездом за кордон особисты из-за брата, который погиб в застенках НКВД по обвинению в шпионаже в 1940-м?

— Никто об этом не знал. Это был сбой советской системы. У меня три брата и две сестры. Мой старший брат Иван учился после гимназии в Морской школе в Констанце в Румынии. Он владел несколькими европейскими языками. Приехал домой на каникулы, когда границы еще не было, после присоединения Буковины к СССР в 1940 году. А потом засобирался обратно, пошел в комендатуру за документами, чтобы выехать. Его обвинили в шпионаже, пытали, сломали позвоночник, он испытал все муки ада. Потом его расстреляли. О его судьбе мы долго не знали, нам выдали бумажку «пропал без вести». Подробности выяснились не так давно, когда я попросил одного из сотрудников музея поднять архивы. И стало известно, что брат был расстрелян в Черновицкой тюрьме. А я так и писал в своей биографии о брате «пропал без вести», когда выезжал за границу. Гастролируя и зарабатывая валюту для нашего государства, однажды спел 57 сольных концертов за два месяца.

— Но по советским меркам ваша зарплата в 5–7 тысяч рублей были огромными деньгами. У вас было хобби или какая-нибудь страсть?

— Моею страстью была большая семья. Брат, сестра, родители, чтобы они были обеспечены. Жена ездила отдыхать куда хотела, так что и Галина Макаровна была не обделена.

— Какие у вас были отношения с Никитой Хрущевым?

— Он мне присвоил звание народного артиста. Плакал, когда я пел «Два кольори». Был сентиментальный. Да я и сам такой же (смеется).

— У вас была возможность остаться на Западе?

— Была. Но меня бы убили.

— Балерун Михаил Барышников смылся и ничего.

— Барышников — да, но я бы проходил в графе «украинский националист». Если честно, я бы не смог жить без Украины. Мне предлагали во многих операх контракты. Однажды выдающаяся оперная певица Бланш Тебом предложила выступить за границей: «Меня знает весь мир, можешь со мной ехать, я все устрою». Думаю, риск — благородное дело, и поехал с ней без разрешения Госконцерта за кордон. Боже, какой был скандал! Тюрьмой пугали. Защитил все тот же Хрущев. С Брежневым у меня были особо теплые отношения. Он подошел ко мне на одном из банкетов под Новый год, ему нужно было куда-то отлучиться, и говорит: «Дима, потанцуй с моей женой. Я скоро вернусь». И мы отлично потанцевали. Он к себе в дом приглашал, я пел его гостям.

— А из украинских президентов, кто вам близок?

— С Виктором Ющенко дружил. Симпатичный человек, влюбленный в свою землю. Я не могу обижаться на правителей — все ко мне хорошо относились. Когда я был главой профсоюза, нашим хлопцам в театре добывал звания и квартиры.

- А искушения были у вас какие-нибудь?

- Нет. Я по природе слишком осторожен и всегда руководствовался принципом: «Не делай того, что не понравиться другим».

- Но характер, говорят, у вас – кремень?

- Это понятно. Как бы я овладел непростой вокальной школой, чтобы стать артистом? Но работал я – в радость.

— А как вы, оперная звезда, относитесь к рок и поп-звездам? К тем же «Битлз»? Говорят, оперные артисты презирают эстраду?

— Лично я отношусь позитивно ко всем, кто владеет своим искусством. Одно и тоже надоедает, а так вышли ребята — показали что-то новое. Я к любым музыкальным жанрам отношусь нормально.


Дмитрий Гнатюк

Вы что-нибудь пели специально для Галины Макаровны?

— Иногда она просит спеть меня какой-нибудь романс. Но что касается дружеских компаний, которые уже навеселе и говорят мне: «Давай споем». Я отвечаю: «Пойте, а я послушаю». — «А чего не хочешь с нами?» — «Да потому, что я перед этим уже пел три часа на сцене!» (смеется).

— О чем-нибудь жалеете, глядя назад?

— Только об одном жалею, что так быстро пролетели 90 лет (смеется). У меня была мечта так спеть украинскую песню, как никто другой, и я ее осуществил. Поэтому я — счастливый человек.


Автор: Константин Рильов
Джерело: vesti-ukr.com



Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
11.jpg