Семейное дело: Классические музыканты | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Семейное дело: Классические музыканты
Карабиць Кирило
Копиця-Карабиць Маріанна
Карабиць Іван Федорович
Семейное дело: Классические музыканты
17 жовтня 2015, субота
Поширити у Facebook

Эту династию академических музыкантов основали музыковед и педагог Марианна Копица и композитор Иван Карабиц, чьи произведения только сейчас начинают понимать во всей их глубине. Вместе они вырастили Иванку, музыкальную журналистку и ведущую авторской программы на радио "Аристократы", и Кирилла, дирижера, который управляет Борнмутским симфоническим оркестром в Великобритании и получил награду Королевского филармонического общества как дирижер года. Они знают, что творческим людям очень сложно совмещать личное и профессиональное, но больше всего дорожат своей семьей.

Семейное дело: Классические музыканты. Фото – Денис Маноха

Марианна: Cамое интересное, что до меня музыкантов у нас в роду не было. Мой отец литературовед, мама режиссер. Папа просто решил, что раз у него две дочки, то обе должны окончить музыкальную школу, чтобы быть культурными девушками. Старшая сестра окончила — и ничего, пошла на славянскую филологию. А я зацепилась. Захотела поступить в музучилище, но не смогла. Пришла домой и страшно рыдала. Папа меня взял за руку, отвел в десятилетку и говорит им там: "Прослушайте этого человека! Она плачет и кричит, что хочет учиться музыке!". Меня прослушали и сказали: "Она очень способная девочка, давайте". И я догнала и перегнала класс.

Иван окончил Артемовское музыкальное училище и приехал в Киев поступать на фортепиано. Конечно, его подготовка была не такая яркая, как у местных ребят, но тут сразу засекли, что он очень талантливый, и решили, что его надо как-то задержать, зацепить. Иван случайно проговорился, что сочиняет свою музыку. Тогда собрали комиссию, [композиторов] Льва Ревуцкого и Бориса Лятошинского специально вызванивали, попросили, чтобы они прослушали мальчика. Лятошинский увидел в нем талант и сказал: "Я этого мальчика беру".

Свадьба у нас была очень скромная, денег особо не было — два студента. На свадьбу пришли наши большие друзья, Валентин и Лариса Сильвестровы. Сидели мы, значит, все вместе, и тут Лариса говорит: "Ты выходишь замуж за композитора! Запомни, это очень тяжелая профессия. Ты должна его понимать: композиторы — очень специфические люди, они всегда в себе, все время сочиняют, у них нет покоя. Пойми это и не мешай ему никогда, только помогай". Я запомнила ее слова.

На самом деле мне не было так уж сложно. Как любой художник, Иван часто искал уединения. Любил куда-то поехать, чтобы самому посидеть. Мы давали ему такую возможность. Но при этом он никогда не строил из себя какого-то особенного. Мешать никому не хотел.

Возьмите его любые произведения: "Дніпро", "Песня о Киеве", "Киевские фрески", "Сковорода", "Земля моя на ймення Донбас" — украинская тематика все время. Он очень любил Донбасс, шахтеров, родину. Некоторые считали, что это "наносное", неискреннее. Люди только сейчас начинают понимать глубину его произведений. Даже я сама — хотя всегда ходила на его концерты и поддерживала — но не до конца понимала.

Марианна: Кирилл и Иванка были абсолютно нормальными детьми — никаких особенных проявлений гениальности. Кирюша был очень шустрый мальчик. Учительницы в школе говорили, мол, неусидчивый ребенок. Я его спрашиваю: "Кирюшенька, вот для чего ты ходишь в школу?". А он так удивленно: "Мама, разве ты не знаешь, для чего ходят в школу? Для того чтобы бегать на переменах!". У него не было в этом никаких сомнений. А потом мы как-то попали в Дом творчества композитора в Ворзеле. Раньше это было замечательное место: домики, рояли в лесу, все очень красиво, — а сейчас от него остались рожки да ножки.

Кирюша там пообщался с детьми наших замечательных композиторов и исполнителей — с дочкой [скрипача и дирижера] Богодара Которовича, с сыном [композитора] Виталия Филипенко. И вот они убедили его, что ему нужно заняться музыкой. Я его отдала в детскую студию при консерватории, и там ему попались замечательные педагоги. Кирилл же был такой активный мальчик, пришел и сразу сказал: "Я хочу играть джаз!". Обычный педагог ответил бы: "Деточка, ты же еще ничего не знаешь, давай сначала выучим хоть что-нибудь", — а ему сказали: "Хорошо! Будет джаз".

Марианна: С Иванкой получилось наоборот: я очень хотела дать ей музыкальное образование, но у меня ничего не вышло. Я устроила ее в хорошую школу, к преподавательнице из династии прекрасных педагогов, и, представляете — та ее била! Била по ногам, когда она неправильно педаль брала, била по рукам — и Иванка возненавидела школу. А поскольку мы музыканты, то тянули ее дальше. Но они с Кириллом очень самостоятельные: послушают-послушают — и сделают, как считают нужным.

Иванка: Я считаю, что музыкальная критика — уникальная вещь. У меня есть квалификация музыкального критика, но стать им я не смогла. Не смогла заставить себя критиковать людей, которые сделали в жизни что-то большее, чем я.

Кирилл: Когда меня в 5 лет привели в музыкальную школу, естественно, мне заниматься этим не очень хотелось. Тем более что система была советская — не дай бог ошибешься. Я потом много занимался фортепиано и добивался серьезных успехов, но пианистом стать не смог, потому что этот комплекс у меня остался на всю жизнь — боязнь ошибиться. Сколько себя помню, в плане фортепиано для меня это было проблемой — даже в более зрелом возрасте.

Фортепиано — реальный инструмент, а дирижирование — это полная виртуальность, не к чему прикоснуться. Хотя можно, конечно, дирижировать под записи, представлять себе воображаемый оркестр и видеть себя его частью.

Кирилл: В оркестре, к примеру, 100 человек, и у каждого есть только партия, которую он играет. Скажем, арфа не знает, что играет тромбон. И не только не знает, а еще и не слышит, поэтому нужен координатор. Если совсем прагматично — человек, благодаря которому люди будут в одном темпе играть. Есть замкнутый круг: оркестр — дирижер — публика. Дирижер берет оркестр как материал и лепит из него что-то такое, что публику заинтересует. Часто на концертах приходится что-то менять, даже совсем неожиданно, когда понимаешь, что публике скучно и нужно восстановить контакт.

Так получается, что один человек подчиняет весь коллектив своей воле, и на этом человеке лежит ответственность, чтобы он не использовал эгоистично людей в каких-то своих целях. Когда во время концерта сто человек от тебя зависит, легко голову потерять. Что со многими дирижерами и происходит, к сожалению. И не только с дирижерами. С политиками тоже.

С одной стороны, наши музыканты открытые и податливые, у них меньше стереотипов. С другой, они часто не до конца используют свои профессиональные возможности. Можно сказать, не выжимают из себя все. А если брать Центральную Европу, там люди более консервативны в своих взглядах на музыку, менее открыты к новым идеям и неожиданным вещам. Хотя тут надо каждую страну отдельно рассматривать. В Англии и Германии совершенно разные ментальности. Английский оркестр не любит, когда дирижеры разговаривают, потому что репетиций всегда мало — нужно, чтобы дирижер делал все руками, а они моментально схватывали. А если в Германии дирижер ничего не говорит, это сразу клеймо: ему нечего сказать, он не знает, чего хочет, "ищет вещи, в которых не уверен", и значит, "такого дирижера мы уважать не будем".

Колин: Мы вместе 7 лет и по-прежнему влюблены друг в друга. Иногда, конечно, бывает трудно — Кирилл всегда далеко. В том, чтобы быть женой дирижера, есть два момента — прекрасный и ужасный. Прекрасно то, что можно много путешествовать. А ужасно то, что Кирилл очень, очень много работает. Проект за проектом, все мысли там. Это непросто, когда твоему мужчине постоянно улыбаются какие-то посторонние дамы, а ты с его ребенком на руках. Но самое важное — проводить время вместе. Это делает семью семьей.

Кирилл: Самое трудное, что мне в жизни приходилось делать, — совмещать профессиональную и семейную жизнь. Положа руку на сердце — это невозможно. Быть успешным дирижером и при этом хорошим мужем и отцом практически нереально. Чем больше ты хочешь успеть, тем больше нужно путешествовать, это очень засасывает. Или живем, допустим, в Париже, а контракт — в Германии. Вот что делать — переезжать? Это новая школа, новый язык, стресс для ребенка. Что тут можно выбрать?

Кирилл: Когда все надоедает, мечтаешь о простой профессии, где не задействовано столько людей, а ты не в центре внимания и критики. А так, в принципе, я не жалуюсь. Вначале было трудно: в Украине возможностей мало, поэтому пришлось уезжать, вести двойную жизнь, а на это ушла масса времени и сил. А теперь у меня, конечно, много разных проектов, оркестры, с которыми я сотрудничаю. Я ни о чем не жалею.

Иванка: Когда Кирилл выступал с I, Culture Orchestra в День независимости, у нас был шок, что на Майдане звучала авангардная музыка, а люди стояли и слушали. Они не пили пиво, не дрались, ничего. Это было что-то невероятное — в такие моменты понимаешь, что людям это интересно и что нужно больше экспериментальных проектов. Я лично чувствую, что наступила новая эра.




Диригенти: Кирило Карабиць
Композитори:Іван Карабиць
Музикознавці: Маріанна Копиця-Карабиць
Джерело: buro247



Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine