Роман Кофман: "Під час Майдану перед філармонією стояла барикада. На ній висів портрет Бетховена" | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Роман Кофман:
Кофман Роман Ісаакович
Роман Кофман: "Під час Майдану перед філармонією стояла барикада. На ній висів портрет Бетховена"
19 квітня 2016, вівторок
Поширити у Facebook

Роман Исаакович Кофман - известнейший украинский дирижер и писатель, издавший несколько книг о своей жизни и о дирижерском искусстве (сейчас Кофман пишет полноценную автобиографию - она будет выпущена издательством Laurus).

Во второй половине апреля в Украине пройдет несколько концертов, приуроченных к столетию выдающегося скрипача и общественного деятеля Иегуди Менухина. Роман Кофман будет дирижировать в киевском концерте, что послужило формальным поводом для встречи с маэстро и разговора о Менухине. А также о том, чем жила филармония во время Майдана, и о том, может ли культура служить инструментом пропаганды.

Соня Кошкина: 22 апреля вы будете дирижировать в киевском концерте, посвященном памяти великого скрипача Иегуди Менухина. Аналогичные концерты - в честь столетия со дня его рождения - состоятся в Одессе и Львове. Расскажите, как вышло так, что вы возглавили “киевскую историю”? Что вообще сопряжено для вас с Менухиным?

Роман Кофман: Моя первая музыкальная специальность - скрипач. Расскажу историю о том, что связывает меня с Менухиным. Мой самый первый и самый главный педагог, учивший меня игре на инструменте еще до консерватории - Иосиф Гутман. Во время войны он эвакуировался в Новосибирск, а потом вернулся в Киев, где преподавал в музыкальной десятилетке. Семь лет - с 1945 по 1952 - мой учитель жил в вестибюле школы на кафельном полу: фанерой ему отгородили угол, и там он жил с тремя детьми и там же - занимался с учениками. В это время квартиры в Киеве получали приезжие педагоги из Москвы, а он - нет. В конце концов, Иосифу Ароновичу это надоело, и он вернулся в Новосибирск.

Я, в свою очередь, заявил дома, что уеду за ним - мне было 15 лет с небольшим. Родные, естественно, меня не отпустили, ведь Новосибирск - это где-то далеко, где земля закругляется и медведи ходят по улицам. В конце концов, через полгода борьбы я сказал, что брошу музыку, если меня не отпустят.

Первые полгода я жил у учителя. Он отслеживал в газете “Советская Сибирь” программу радиопередач и красным карандашом отмечал концерты, которые мы должны были послушать - в Советское время после полуночи по радио передавали классические концерты. Иосиф Аронович заводил будильник на 4 часа утра (разница между Москвой и Новосибирском - 4 часа), нас поднимал и мы слушали музыку.

Так я впервые услышал Иегуди Менухина. По радио тогда передавали “Испанскую симфонию” для скрипки с оркестром французского композитора Эдуарда Лало, которую Менухин записал в возрасте 16 лет. Это было поразительно. И все - после этого фамилия Менухина внедрилась в мое серое вещество. И, кстати, для госэкзамена я попросил дать мне именно эту “Испанскую симфонию”.

С.К: Чем вы объясните то, что в Украине имя Менухина не очень известно? Несмотря на то, что его мать - из Ялты, и отец - из белорусского Гомеля.

К Украине у него было сентиментально-ностальгическое отношение. Родился Менухин уже не здесь, а в Нью-Йорке, куда родители, независимо друг от друга, приехали из Палестины.

В послевоенное время Менухин дважды приезжал в Союз: и во время своего второго визита заехал в Киев, чтобы дать концерт в Октябрьском дворце - филармония не могла вместить всех желающих.

Это было замечательное время, кстати - в те годы в Киев приезжал и Нью-Йоркский филармонический, и Филадельфийский симфонический оркестр. Я помню, как пробирался на концерт последнего в Октябрьском через окно какого-то туалета. Много лет спустя, когда я стоял за пультом этого оркестра в США, я вспомнил эту историю, и у меня, знаете, пот потек по позвоночнику: вот они - передо мной, и я должен ими дирижировать. Это был невероятный момент.

Что касается вопроса, почему Менухин - один из двух самых популярных скрипачей ХХ века (второй - Яша Хейфец) - в Украине не так известен. Причина: чрезвычайно низкий как музыкальный, так и общекультурный уровень нашего общества.

С.К: Сейчас?

Сейчас особенно. Но уровень же вызревает годами, десятилетиями. Вдобавок к этому - преувеличенное самомнение украинского “элитного” общества.

Недавно я в консерватории видел объявление о том, что в таком-то часу начнется научно-теоретическая конференция на тему “Богодар Которович - основатель украинской скрипичной школы”. Но позвольте, Которович не основывал украинскую скрипичную школу.

Другими словами, происходит подмена понятий, вызванная я даже не знаю, чем.

На самом деле, украинская скрипичная школа была основана усилиями ряда выдающихся педагогов - например, Давида Бертье и Якова Магазинера в Киеве и Петра Столярского - в Одессе.

С.К: Многие называют Менухина величайшим скрипачом ХХ века. Вы согласны с этим?

Нет, потому что, в отличие от спорта, в музыке нет рекордов - ничего не измеряется цифрами. Это дурное занятие, уж простите.

Дарья Бадьёр: Расскажите, пожалуйста, о том, как вы формировали программу киевского концерта. В разных городах концерты в честь Менухина будут немного отличаться - в чем специфика киевского?

Как правило, дирижер составляет программы, но в этом случае процесс происходил немного для меня непривычно. Я был поставлен в определенные рамки - солистов выбирал не я, с ними заранее договорились организаторы этой акции. Мне сказали, что в концерте будут участвовать Дмитрий Ситковецкий и Дмитрий Суховиенко. Более того, мне сказали, какие пьесы они будут исполнять. Кроме того, Ситковецкий будет стоять за дирижерским пультом в первом отделении.

Выходит, я только придумал, что во втором отделении, перед тем, как Ситковецкий будет играть концерт Брамса для скрипки с оркестром, оркестр сыграет также “Чакону” Баха. Вообще это произведение, которое было одним из любимых у Менухина, - для скрипки соло, но мы сыграем его в оркестровке Натана Рахлина.

С.К: Мы знаем, что Менухин основал несколько школ, которые теперь носят его имя. С тех пор прошло уже много времени, и вы, как специалист, можете сказать, есть ли у этих школ какой-то особенный стиль?

Личность Менухина, его видение мира, его взгляд на жизнь - настолько самобытны, что, конечно же, это накладывало отпечаток на его школу. Его отношение к людям повлияло не только на учеников, но и на педагогов.

Например, одним из учителей в школе Менухина был мой соученик по киевской музыкальной школе Феликс Андриевский. Он был младше меня на два класса, и после десятилетки поступил в институт Гнесиных в Москве, в класс знаменитого Юрия Янкелевича. В свою очередь, Менухин в один из своих приездов в Москву попросил разрешения побывать в классе Янкелевича, но в тот день его не было в школе, а со студентами работал Феликс. Менухин пробыл на уроке минут 15, а после урока подошел к Андриевскому и сказал: “Если вас судьба забросит в Европу, знайте, что вас ждет место в моей школе под Лондоном”. Так и случилось - и Феликс стал одним из популярнейших европейских скрипичных педагогов.

Дмитрий Суховиенко, кстати, тоже закончил школу Менухина - там учились не только скрипачи, но и пианисты.

С.К: Когда-то поводом для нашего знакомства послужил ваш фестиваль “Неделя классики с Романом Кофманом”. Хочется спросить, есть ли вероятность, что в этом году фестиваль снова состоится?

Конечно, я хотел бы его повторить и сделать традиционным. Несмотря на проблемы со здоровьем. Но в галерее “Лавра” сменилось руководство, и новая директриса сказала: “Что-что, а музыка нам здесь совершенно не нужна”. И все.

И, к тому же, я бы просто не “потянул” такой фестиваль. Каждый день проходили концерты, на каждую программу была одна репетиция с двумя или тремя солистами. Я должен был каждый день репетировать вечернюю программу, потом - программу на следующий день, а потом еще немного поспать перед вечерним концертом. Поэтому после двух попыток езды из дома в “Лавру”, я попросил поселить меня за кулисами - мне перенесли туда кровать, поставили холодильник. Я был в хорошей форме, мне все очень нравилось.

Д.Б: В одном из недавних интервью вы сказали, что музыка несовместима с политикой. При этом в Украине сейчас много говорится о том, что культура должна быть мягкой формой пропаганды. Как вы считаете, оправдано ли это и может ли классическая музыка доносить какие-то политические и общественные месседжи?

Ни в коем случае. Категорически нет. Это вещи абсолютно несовместимые, но их почему-то беспрерывно совмещают.

Идеологическая (любая!) окраска сразу снижает уровень музыки - она становится хуже по качеству. Музыка может содержать и выражать только общечеловеческие понятия: совесть, гнев, сожаление и так далее, но не окрашиваться ни в какие партийные цвета.

Функция музыки в политическом направлении заключается только в том, чтобы очеловечивать.

Д.Б.: Это правда, что именно вы выступили инициатором концерта памяти Небесной сотни сразу после событий на Майдане? До этого филармония оставалась, скажем так, в стороне от событий.

Слушайте, вокруг горело все. Филармония была полна дыма. Знаете, как я пробирался к филармонии в те дни? Через овраги, а затем со стороны арки Дружбы народов. Перед филармонией, со стороны Подола, стояла баррикада. На ней висел портрет, почему-то, Бетховена.

Филармония стояла чуть в стороне от Майдана, и слава богу, иначе бы она погибла, сгорела. 19 февраля 2014 года в филармонии должен был быть концерт Киевского камерного оркестра с четырьмя солистами. Николай Сук, который сейчас работает в Лас-Вегасе, должен был играть концерт Шнитке. Кроме него - польский органист Роман Перуцкий, известный на весь мир саксофонист Матвей Шерлинг и ударник Андрей Пушкарев.

Музыканты жили или в отеле “Крещатик”, или в “Украине”. Когда все началось на Майдане, начал гореть Дом профсоюзов. Ночью филармония послала за солистами машину, их свезли в филармонию досыпать, а утром отвезли в “Борисполь”, и они все разъехались. Концерт не состоялся.

Концерт памяти “Небесной сотни” прошел вне плана, без репетиций. Идея родилась спонтанно, из воздуха. Я выбрал произведения, которые мы могли сыграть без репетиций. Мы даже хотели сыграть на Майдане, но в тот день там была какая-то другая акция.

Вы склоняете меня к тому, что правильно было бы, чтобы артисты вышли на площадь?

Д.Б: Да, склоняю. Это очень актуальный вопрос. После концерта Карабица на Майдане в День независимости, была дискуссия относительно того, уместна ли на площади симфоническая музыка.

Во-первых, этот концерт проходил не во время столкновений. Конечно, почему бы не проводить такие концерты, ради бога. Мы тоже были готовы играть на Майдане.

С.К: Вы сами сказали, что классическая музыка - это музыка не для всех. Уместно ли пытаться популяризировать ее таким образом?

Д.Б: Даже речь идет не о популяризации, а о том, что музыка может выступать носителем очеловечивающего месседжа. Выходя на улицу, вы просто используете другое медиа - не филармонию, где мало места, а площадь, куда может придти несколько тысяч человек.

Эти акции интересны, но они не могут проходить каждый день.

Д.Б: Возвращаясь к вопросу о вашем фестивале - может быть, у вас есть преемники, молодые украинские дирижеры, которые могут подхватить инициативу?

Дирижерское дело - это штучная история.

Но смотрите, какая ситуация: каждый год на симфоническое дирижирование в консерваторию принимают по 2-3 человека. Одновременно на пяти курсах учится 15-17 человек. Куда им деваться после выпуска? Дирижерских мест в Украине 20-25, и никто добровольно свое место не уступит. Дирижеров только выносят.

Если хотя бы один из 15 сможет занять по-настоящему достойное профессиональное место - это уже хороший результат. А ждать от каждого курса продолжателей дела не приходится. Впрочем, среди моих учеников - Николай Дядюра, главный дирижер Национальной оперы Украины, Брайан Шкембри, главный дирижер Оперного театра Мальты, Айдар Торнбаев, художественный руководитель Госоркестра Казахстана.

Карабиц - тоже мой ученик, кстати. У него хорошее имя, он известен в Европе. Еще у меня был один аспирант, который от меня сбежал, и сейчас - главный дирижер Донецкой филармонии, там, в ДНР.

Д.Б: За последние два года разорвалось много культурных связей с Россией. Расскажите, пожалуйста, о вашем опыте - чувствуете ли вы на себе этот разрыв и отразилось ли это программировании концертов с музыкантами из РФ?

Конечно, есть разрыв. Конечно же, это неестественно и неправильно. Но ничего с этим сделать нельзя. Разрываются даже семейные узы - мы знаем примеры.

В одном из апрельских концертов у меня должен был солировать Александр Князев, известный виолончелист и мой многолетний приятель. Мы давно с ним согласовали программу, но на всякий случай, перед тем, как подписать репертуар этого года, осенью прошлого года я ему позвонил. Он сказал, что не приедет - и я по голосу понял причину. Он был краток, категоричен - все стало ясно. Мы всегда были единодушны во взглядах на искусство, а когда у меня еще не было своего оркестра в Киеве, я приглашал его сюда и мы играли в филармонии в сопровождении оркестра, собранного из моих друзей.

С другой стороны, я знаю, что есть действительно много музыкантов из России, которые хотят приехать в Киев, но не могут.
Филармония, к сожалению, не может оплачивать им дорогу и гонорары, которых они заслуживают. Виолончелист Борис Андрианов, например, хочет приехать. Но ему ведь нужно два билета: один для него, другой - для инструмента. Филармония не может себе этого позволить.

Остальное вы знаете - об этих письмах в поддержку аннексии Крыма, которые подисали Башмет, Спиваков, Гергиев. Валерий Абессалович Гергиев с оркестром Мариинского театра, к слову, выступал еще в Цхинвали, с российской стороны.

Д.Б: Чем вы можете объяснить такую позицию? Необходимостью выживать или все-таки каким-то особенным мышлением?

И тем, и другим. У кого как. Скажем, у Спивакова есть президентский грант, позволяющий его оркестру существовать, выступать, приглашать солистов. У нас с ним есть один хороший общий знакомый, который живет во Франции. Так вот, Владимир Теодорович ему позвонил, не дожидаясь вопроса о том, почему он подписал письмо к Путину, и объяснил, что не может лишить свой оркестр помощи. Такой у него мотив. А Башмет - это вообще отдельная тема, не хочу это обсуждать.

С.К: Напоследок - вопрос о молодых украинских композиторах. Есть ли какие-то интересные тенденции, кого бы вы могли выделить?

У меня была серия концертов под названием “Украинский авангард”, где я исполнял музыку молодых украинских композиторов. Тех, кого, кроме Киевского камерного оркестра и дирижера Кофмана, никто не играет. У меня есть к ним интерес и я буду продолжать делать такие концерты по мере накопления материала.

Я могу назвать несколько привлекательных для меня имен. Это Святослав Лунев, Виктория Полевая. Она начинала свою карьеру в хоре “Щедрик”, кстати, она там пела. Она раскрученный композитор, ее и в Европе играют. Эти два имени заслуживают внимания.

Украинская композиторская школа - далеко не последняя в Европе.

Я хорошо знаю немецкую школу - тамошняя молодежь еще не переболела поверхностным авангардом и усложняет не содержание, а саму конструкцию произведения. А украинцы, в основном, этим переболели. Музыка совершила очередной оборот, и бывшие авангардисты перешли к “мелодической” музыке. Вообще украинская композиторская школа - на хорошей позиции. Но все это, к сожалению, для узкого круга киевских любителей музыки.


Автор: Соня Кошкіна, Дарья Бадьйор
Диригенти: Роман Кофман
Концертна організація: Національна філармонія України
Джерело: Lb.ua





Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine