Огляд |
|
|
|
|
К 100-летнему юбилею Константина Симеонова
Дирижер Государственного симфонического оркестра УССР, Главный дирижер и художественный руководитель Киевского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко
17 травня 2010, понеділок
Поширити у Facebook
«Дирижирование дело темное».
Н. А. Римский-Корсаков Прошел век со дня рождения великого русского дирижера Константина Симеонова, двадцать лет шедшего путями украинского музыкального искусства. Своим могучим дирижерским жестом он поставил печать международного признания на оперном искусстве Украины.
Воспитанник бывшей Придворной певческой Капеллы и Ленинградской консерватории, Константин Симеонов принес в послевоенную Украину мощный потенциал русской дирижерской школы. Дирижер Государственного симфонического оркестра УССР, Главный дирижер и художественный руководитель Киевского театра оперы и балета имени Тараса Шевченко (теперь Национальная опера Украины) Константин Симеонов воспитал целое поколение украинской интеллигенции. Он исполнил и записал в фонды Украинского радио всю украинскую симфоническую литературу. Государственные гимны СССР и УССР ежедневно звучали в эфире в исполнении К. Симеонова.
Происхождение фамилии Симеонов своеобразное. Константин Симеонов родился на Волге, в селе Тверской губернии. Во время крещения Константина Арсеньевича православный священник сказал отцу дирижера Арсению Семеновичу Семенову: “Нет у православных имени Семен, есть Симеон”. И записал в метрике фамилию мальчика – Константин Симеонов. Таким образом, у Константина Симеонова нет предков под такой фамилией, а только потомки».
Великая отечественная война на четыре года притормозила музыкальную жизнь страны. И хотя дирижеры имели бронь, а симфонические оркестры эвакуированы, К. Симеонов ушел добровольцем на фронт, не умея держать винтовку в руках.
Из рукописи Константина Симеонова: Война – это проверка долга - гражданственности, обязанности перед своей страной.
Передовая, окружение, плен. Концлагерь, тиф, каменоломни, побег, партизанский отряд в Чехии, снова концлагерь. Его освободила Красная Армия, полуживого нашли среди трупов. Он выжил. Но здоровье было навсегда подорвано.
Вернувшись на родину в апреле 1946 года, Константин Симеонов нашел свою семью в Киеве. Ему, как бывшему узнику, была уготована участь гражданского смертника. Но вскоре он встал за пульт киевского театра. Судьбой его стал великий оперный режиссер Николай Васильевич Смолич. Первое появление никому не известного молодого музыканта описано во многих воспоминаниях. По просьбе жены Симеонова, которая умоляла режиссера “Вы только один раз прослушайте Костю, и больше никогда с ним не расстанетесь!”, Смолич предложил Симеонову спонтанно встать за пульт во время репетиции «Пиковой дамы». Этот эпизод навсегда остался в памяти очевидцев. Сначала перед режиссером предстал исхудавший измученный человек, с впавшими глазами и щеками, с лицом землистого цвета, медленно и печально отвечавший на вопросы. Когда Симеонов встал за пульт и устремил взор вверх «изможденный солдатик разительно преобразился. Внутренний творческий огонь хлынул из него с вулканической силой. Исполнители сразу поняли, кто встал за пульт». Директор оркестра сказал: «Это высший класс дирижера». Н. Смолич немедленно оценил масштаб Симеонова: «С этой минуты Вы работаете в нашем театре». А позже, когда унизительные проверки в НКВД не давали Симеонову спокойно работать, именно Смолич встал на его защиту.
Летом того же 1946 года Симеонов стал победителем первого послевоенного всесоюзного смотра дирижеров в Ленинграде. Восхищенный Дмитрий Шостакович вручил молодому Константину Симеонову первую премию, которая принесла ему большую известность и даже славу, и Константин Симеонов стал признанным симфоническим дирижером.
Так начались 20 лучших творческих лет К. Симеонова, которые он посвятил творческой жизни Украины. Работа в Государственном симфоническом оркестре УССР, вместе с Натаном Рахлиным. Давид Ойстрах, Святослав Рихтер, Мстислав Ростропович обожали играть с киевским оркестром. А театре – множество постановок, среди которых «звездное трио Симеонова» – «Пиковая дама» Чайковского, «Хованщина» Мусоргского, «Катерина Измайлова» Шостаковича.
В 1964 году состоялась гастроль К. Симеонова с Большим театром СССР в Ла Скала в Милане. Он вез «Пиковую даму» Чайковского. Там он имел ошеломляющий успех и в прессе получил титул «русского Караяна»
Однако, художник раньше других чувствует повышение и понижение температуры общества, симптомы надвигающихся перемен. Историческая опера стала областью высших художественных достижений Константина Симеонова. Он умел по-новому услышать классическое сочинение, казавшееся хрестоматийным. Все можно сказать посредством классики. Она обязательно раздражает кого-то в разные времена. И каждое время слышит ее по-своему. Что делает оперу современной? Интонация времени...Пора ставить «Хованщину». По-моему, самое время. Народ-то забыли.
Тогда ему удалось поставить «Хованщину» – и о дележке власти, и о расколе церкви, и о народном бунте.
Его постановка «Катерины Измайловой» Дмитрия Шостаковича прозвучала громче любой постановки в Советском Союзе. Д. Шостакович написал по просьбе Симеонова 4 листа текста в готовую партитуру. А после премьеры 24 марта 1965 года, на которой был сам композитор, сказал: «Это лучшая интерпретация этого сочинения».
В 1966 году Симеонов понял, что готовится его устранение. Его уход из театра напоминал бегство. Его часто приглашали в Большой театр в Москву и в Ленинград, но он очень любил Киев. Он согласился на должность главного дирижера и художественного руководителя Мариинского оперного театра и стал самой знаменитой фигурой в музыкальной жизни Ленинграда.
В 1977 году Константин Арсеньевич внезапно прекратил дирижерскую деятельность. Снова появились причины, затруднявшие его работу. Он интуитивно чувствовал разрушительные процессы, которые он не сможет преодолеть. В Киеве неоднократно мне давали понять, что я там чужак, а в Ленинграде считали, что я киевлянин… Силы уходят, нет желания сопротивляться, о борьбе не может быть и речи. … в наших театрах…всюду какой-то распад. Ради чего надо работать – того нет… Если бы не нынешняя девальвация в чувствах, можно было бы светить еще, но сами знаете: не то время и не те нравы. Чем делать так, лучше ничего не делать... Бывает иногда скучновато. Вообще-то кругом серость и бездарная суета, тонус ниже нуля, а вернее все вничью. Ничья в наше время – уже победа.
Умер Константин Симеонов 3 января 1987 года в канун православного Рождества. На гражданской панихиде играл его оркестр под руководством Валерия Гергиева. Похоронен Константин Арсеньевич в Санкт-Петербурге на Охтинском кладбище.
P.S.
«Молодые дирижеры, и я в том числе, восхищались этим художником и не скрывали своего восторга. Нам нравилось, что он ни на кого не был похож. Я причисляю Симеонова к ряду самых выдающихся дирижеров современности. Это был феноменальный мастер, сохранивший связь с традицией, имевший свой почерк. Все, кто имел счастье знать этого большого музыканта, испытывали одинаково глубокие чувства уважения, преклонения перед крупнейшим мастером».
Валерий Гергиев
главный дирижер и художественный руководитель Мариинского театра г. Санкт-Петербург:
Специально для Music-review Ukraine
Юлия Симеонова
Автор: Юлія Сімеонова
|