Огляд |
|
|
|
|
Россыпь барокко
13 листопада 2014, четвер
Поширити у Facebook
Скрипке, на которой играет итальянский музыкант Стефано Монтанари, более 300 лет. Созданная в 1680 г. самым крупным тогда голландским мастером Хендриком Якобсом (который считается учеником самого Амати), она одно время принадлежала французскому поэту Альфреду де Мюссе. Он, его жена и сын музицировали на инструменте не профессионально, а больше любительски.
История умалчивает, почему так произошло, что почти столетие к скрипке никто не прикасался: она пролежала в шкафу, заботливо уложенная в футляр. Когда же ее нашел Монтанари, та почти не звучала. Итальянский маэстро убежден: «Инструмент, на котором не играют, обречен на смерть». Его, как и человеческий голос, нужно распевать (тренировать), только так можно сохранить чистоту тембра и благородную интонацию, вложенную создателем.
Именно поэтому старинная скрипка Стефано Монтанари много поет и мало отдыхает.
Просьба не аплодировать
Ее чудным звучанием в руках виртуоза Монтанари и почтенного возраста инструментами его талантливых коллег публика наслаждались на Первом фестивале итальянского музыкального барокко на Украине, проходившем с 23 октября по 4 ноября в Киеве.
Концертом-открытием феста стало незабываемое выступление ансамбля Accademia Bizantina (первая скрипка и дирижер г-н Монтанари). Коллектив, который популярен в Европе и ценим знатоками старины за трепетное и бережное отношение к музыке той эпохи, впервые посетил нашу страну.
А вот в столице соседней — Москве синьор Монтанари, специалист по аутентичному исполнительству и автор книги «Метод игры на барочной скрипке», уже успел запомниться меломанам. Маэстро дирижировал майской премьерой Большого театра — оперой Моцарта «Так поступают все женщины, или Школа влюбленных» (Cosi fan tutte), произведением, столь редко звучащим (по крайней мере на сценах бывшего Союза), сколь совершенным с точки зрения сюжета и музыки.
Интересно, что играют солисты Accademia Bizantina вовсе не на итальянских инструментах, как это логично было бы предположить. К примеру, виолончель Марко Фреццато — создание французского мастера середины XIX в., а скрипка Аны Лис Эрнандес (вторая скрипка) — немецкая, 1811 года рождения. Как признался Монтанари, итальянские барочные инструменты очень и очень дороги.
Для знакомства с прекрасной музыкой ансамбль свое выступление посвятил трио-сонатам великих земляков: Арканджело Корелли (1653—1713), Антонио Вивальди (1678—1741) и Пьетро Антонио Локателли (1695—1764).
Инструментальные произведения Вивальди и Корелли достаточно хорошо знакомы слушателям (к примеру, одну из популярных сонат Корелли, снискавшего себе небывалую славу при жизни, трансформировал Сергей Рахманинов для «Вариаций на тему Корелли»). А вот Локателли — его называли одним из первых скрипачей Европы, новатор техники и приемов игры, ученик Корелли, сегодня известен в меньшей степени.
Впрочем, с одним из самых популярных его сочинений — Сонатой для скрипки и basso continuo (бассо континуо, постоянный бас) № 7 «У гробницы» (в обработке виртуоза позднего периода Эжена Изаи) можно ознакомиться на музыкальных форумах (в частности, в коллекции классической музыки classic-online.ru).
Возможно, поэтому «У гробницы» в программу не включили, безупречно сыграв Трио-сонату № 8 и № 6 для двух скрипок и бассо континуо. Как напомнил г-н Монтанари, говоря о basso continuo: «Это простая манера игры заключается в том, что один, два, иногда три инструмента — солисты, а вместе с ними присутствует еще серия инструментов, призванных создавать фон, аккомпанировать. В нашем случае в качестве бассо континуо выступают: клавесин, теорба и то, что мы называем виолоне, большая скрипка, прообраз современного контрабаса».
Концерт был изумительным, игра музыкантов — отменна, артистам бравировали стоя и долго не хотели отпускать со сцены. В итоге они сыграли еще одну сонату на бис. Надо сказать, что зрители были признательны еще и за тактичность, и настойчивость, которую проявили итальянские музыканты. Опытным слушателям напоминать не нужно, что между частями крупной формы (сонаты, концерты, симфонии, циклы) рукоплескать нельзя, наша же публика зачастую этим правилом пренебрегает.
Вот и в этот раз зал (к слову, он был полон) бурно выражал свое восхищение аплодисментами. Перед началом второго отделения ведущей концерта Светлане Корецкой пришлось даже огласить просьбу музыкантов не хлопать, пока произведение не завершено, и замечание возымело действие.
Триста лет тому назад
Программа барочного фестиваля (он проходил под патронатом посольства Италии и Итальянского института культуры) оказалась не просто интересной с точки зрения музыкального материала, но и весьма познавательной. В этой связи стоит отметить встречи итальянских специалистов в области барочной культуры со студентами, общественностью.
Скажем, арт-директор фестиваля Нанси Романо (пианистка, исследователь старинной музыки, супруга посла Италии в Украине Фабрицио Романо) провела лекцию-концерт «Музыкальное барокко от Рима до Венеции» в КНУ им. Шевченко. В прошлом году в Киеве синьора Романо создала ансамбль The Kiev Baroque Consort, и этот женский коллектив дополнил музыкой исторический экскурс.
В таком же гармоничном составе прошла и вторая авторская лекция о «Музыкальном творчестве в Италии эпохи барокко» в зале Киево-Могилянской академии. Увлекательный рассказ профессора Антонио Марчеллино об античных инструментах, их сохранении и использовании в музыке Средневековья и Возрождения послушали студенты и преподаватели Национальной музыкальной академии им. Чайковского. Ему же принадлежит совершенно потрясающая идея для украинской публики — о музыкальных инструментах в опере «Орфей» Клаудио Монтеверди.
А вот мастер-класс по исполнению вокальных сочинений Монтеверди, автора духовных образцов, светских мадригалов и опер, который считал, что музыка должна не просто идти от текста, а быть подчинена ему, проводил маэстро Клаудио Кавина. Этот дирижер и певец (изумительный контратенор) известен как авторитетный знаток и популяризатор творчества Монтеверди, создатель ансамбля La Venexiana.
Его единомышленники проводят огромную просветительскую работу: участвуют в фестивалях и записывают произведения, к примеру семь дисков с музыкой Монтеверди, в этой коллекции — три дошедшие до нас целиком его оперы «Орфей», «Возвращение Улисса», «Коронация Поппеи».
Концерты с музыкой Монтеверди «Эти сладкие страдания» и «Это утонченное созвучие» при участии Клаудио Кавина (дирижер) и киевских ансамблей старинной музыки можно было послушать в залах музыкальной академии и Национальной филармонии.
Думаю, что зрители, побывавшие на концерте в Андреевской церкви (пример барочного зодчества Бартоломео Растрелли), не были разочарованы — ее атмосфера располагала к восприятию великолепной кантаты Перголези Stabat Mater. Сколько музыкантов, столько, наверное, и вариаций этого гениального произведения.
«Мать Скорбящая стояла/И в слезах на крест взирала...» — эти страшные слова пели Ирина Архипова, Елена Образцова, итальянская дива Чечилия Бартоли, альтовые партии исполняли мужчины. Вот и сейчас специально для киевского концерта приехал контратенор Алессандро Карминьяни, дуэт ему составила наша Елена Нагорная (сопрано). Жаль только, что концертный зал вмещает так мало желающих попасть сюда.
Из россыпи запомнившихся меломанам концертов были выступления титулованных итальянских инструменталистов и вокалистов в ансамблях Festina Lente, Il Sogno Barocco. Они играют на старинных инструментах, техника игры максимально приближена к аутентичной, а исполняемые сочинения услышать — большая редкость. А одно из них — трио-соната Карло Манелли (1640—1697) La foggia — стало премьерой последних лет.
Нельзя забыть и уникальные голоса: контратенора (высокий мужской голос) Раффаэле Пе, тенора-альтино (высокий тенор) Андреса Монтильи Акуреро.
Надо сказать, что украинские музыканты тоже включают в репертуар барочную музыку, некоторые специализируются на ней, но итальянцы своим грандиозным фестивалем подарили праздник истинного барокко. Тем более что артисты, о которых идет речь, еще и подвижники, организаторы и художественные руководители крупных фестивалей на родине. Г-н Марчеллино — президент и художественный руководитель музыкального фестиваля Magie Barocche в Валь-ди-Ното, арт-директор Roma Festival Barocco. Микеле Газбарро — хормейстер ансамбля Festina Lente (коллектив открывает своим современникам неизвестные или малоизвестные образцы музыки XVI—XVII вв., недаром его название можно перевести как «спеши не торопясь»).
Говоря о планах на будущее, г-жа Романо заметила, что она уже обговаривала с коллегами примеры барочных опер, которые покажут украинской публике. Так что следующий фестиваль обещает быть по-настоящему грандиозным, величественным, как того и требует культура эпохи барокко.
Автор: Людмила Денисенко
Фото: Юрій Тоцький
Концертна організація: Національна філармонія України
Джерело: www.2000.ua
|