124 таланта ищут одного гения: Берлинский филармонический выбирает нового шефа | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
124 таланта ищут одного гения: Берлинский филармонический выбирает нового шефа
124 таланта ищут одного гения: Берлинский филармонический выбирает нового шефа
10 травня 2015, неділя
Поширити у Facebook

11 мая музыканты знаменитого оркестра в ходе прямого тайного голосованием выберут нового главного дирижера. Подготовка идет полным ходом в режиме абсолютной секретности.

 Групповой портрет: оркестр на сцене Берлинской филармонии

Этого события музыкальный мир Германии ожидает с напряжением не меньшим, чем ученый и литературный мир - выборов новых нобелевских лауреатов. 11 мая представитель легендарного Берлинского филармонического, который многие называют "главным оркестром страны", скромно выйдет к собравшимся журналистам и огласит имя обладателя, пожалуй, самого завидного музыкального рабочего места в Германии - имя нового художественного руководителя оркестра. Событие почти уникальное: последний раз выбирали 15 лет назад.

Неуправляемая демократия

Выбирают почти как кардиналы папу: музыканты оркестра уединяются в репетиционном зале. Мобильные телефоны должны быть выключены, любая связь с внешним миром строго запрещена. Концертмейстеры раздают бумажки, на которых каждый из музыкантов, имеющих постоянный договор (таковых на сегодняшний день 124 человека из 128 оркестрантов), пишет имя своего кандидата. Голоса подсчитываются и – "Habemus maestro!". Только что дым из трубы не идет, как в Сикстинской капелле (после случившегося несколько лет назад пожара в филармонии с огнем не шутят). Процедура выборов, в принципе, не меняется с 1882 года, когда параллельно с основанием оркестра были заложены и его демократические традиции. Одна из важнейших: гланый дирижер не назначается, а выбирается всем составом оркестра. Таким же образом музыканты высказываются за или против кандидатур новых коллег по концертным пультам или в дирекции ансамбля.

Подготовка к выборам идет полным ходом. Немецкие журналисты уже не первую неделю состязаются в остроумии, составляя свеобразное объявление о вакансии с описанием требований к кандидату и его должностных обязанностей. Результат выглядит примерно так: "Ищем гениального музыканта с грандиозной харизмой и большим опытом работы, энергичного и неутомимого трудоголика, мастера менеджмента, тонкого психолога, волевого и не пасующего перед конфликтами, но дружелюбного и демократичного, знатока цифровых технологий. Желательно фото- и телегеничного. Предлагаем: ограниченный по срокам договор с неплохой зарплатой и право называться шефом одного из лучших оркестров мира".

Теоретически возглавить берлинцев может любой дирижер мира, и тем более – любой из трех десятков маэстро, стоявших за пультом оркестра в течение последнего сезона. Практически же более года назад, когда стало окончательно известно, что нынешний главный дирижер, 60-летний Саймон Рэттл, не намерен продлевать свой договор, который кончается в середине 2018 года, был составлен сперва длинный список, а затем и "шот-лист" потенциальных преемников. Оба документа держатся в строгом секрете, но не надо быть Шерлоком Холмсом, чтобы назвать наиболее реальных кандидатов.

Четыре туза в этой колоде - Кристиан Тилеман (Christian Thielemann), Даниэль Баренбойм (Daniel Barenboim), Густаво Дудамель и Андрис Нельсонс. У каждого кандидата есть свои "за и против". Тилеман, мастер романтического "немецкого" звука, урожденный берлинец, к тому же бывший ассистент главного дириженра Берлинского флиармонического Герберта фон Караяна (Herbert von Karajan), в глазах многих - главный фаворит. Аргумент против: Тилеман известен своим дурным характером и резкими высказываниями, часть которых можно расценить как националистические. Даниэль Баренбойм - любимец берлинской публики, но в 2018 году ему перевалит за 75 лет.

Венесуэлец Дудамель, наоборот, перспективно молод, но, как говорят, пока немного "недобрал формата". Нельсонс, латвийская звезда, прямо заявил: он опасается, что в свои 36 лет еще недостаточно зрел для подобной работы. Тем не менее, многие делают ставку именно на него. В число претендентов долго входил и Кирилл Петренко, но сам музыкальный руководитель Баварской национальной оперы, похоже, не заинтересован в берлинском ангажементе. Как фактический отказ от своей кандидатур расценивается неожиданный отказ Петренко от концерта с Берлинским филармоническим оркестром в начале года, хотя официальной причиной были объявлены проблемы со спиной.

Называются также имена Рикардо Шайи, Мариса Янсонса и Симоны Янг. О последней, правда, говорят, что ее выдвигают по причинам политкорректности: чтобы среди претендентов была бы хоть одна женщина. Не верится, что за пульт оркестра, где женщин-музыкантов всего 12 процентов, встанет женщина. Да и вообще профессия дирижера остается мужским бастионом.

Берлинский филармонический оркестр очень гордится своей многонациональностью: среди 128 музыкантов и 85 сотрудников "оркестрового аппарата" – представители 65 наций и четырех мировых религий.


Автор:  Анастасія Буцко
Джерело: Deutsche Welle



Інші:

Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
Змінив пуанти на армійські берці: згадаймо артиста балету Ростислава Янчишена
"Музичні вечори у будинку родини Мейтусів"
«Для мене дім – там, де серце» – Віктор Рекало, автор музики до балету про вимушену міграцію «Дім»
Як розтопити «Крижане серце»?
В Одеській опері відновили незвичайну виставу
Хмельницький фаховий музичний коледж ім. В.І.Заремби: 65 років від дня заснування
До дня Соборності: в Національній опері представлять всеукраїнський музичний проєкт
Як доктор мистецтвознавства став... диригентом
Досліджуємо славні сторінки бандурного мистецтва
На Волині в Горохові привітали з 80-річчям відомого композитора
Роман Орленко-Прокопович - ім’я між забуттям і легендами
“Пісні для України” з Лондона
“54 хвилини до Різдва”
Диск "Зимовий шепіт" від піаністки Віоліни Петриченко
Українські переклади лібрето світових опер в Україні
Військовий зі Львова випустив альбом фортепіанної музики, яку створив на передовій
Раду Поклітару - герой книжки
Сенсаційні знахідки та версії Трипільської культури - “ світової колиски”
У Львівській філармонії визначили переможців Конкурсу молодих вокалістів імені Сліпака
Концерт-реконструкція «Гай, Рожество!»
Сторіччя Балетної трупи Одеської опери
Харизматичний диригент українського походження, який втілив "американську мрію": хто такий маестро Леонард Бернстайн
"Вистави ще немає, але є кредит довіри": продюсерка Opera aperta про співпрацю з міжнародним фестивалем O.Festival
В Ужгороді відкрили мініскульптуру на честь графа Нандора Плотені
Понад 200 народних пісень: де шукають і кому співають солістки ансамблю "Антонівчанка" з Прилуччини
8 неочікуваних речей, що носять ім’я Шопена
Фридерик Шопен та Микола Лисенко: точки перетину
Згадуємо Миколу Колессу
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
52.jpg