Серенада, прерванная над Ла Маншем: тайна гибели Гленна Миллера | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Серенада, прерванная над Ла Маншем: тайна гибели Гленна Миллера
Серенада, прерванная над Ла Маншем: тайна гибели Гленна Миллера
2 серпня 2016, вівторок
Поширити у Facebook

В марте 2014 года все истинные знатоки джаза отмечали 110 лет со дня рождения одного из величайших джазменов всех времен - Гленна Миллера. Из всей когорты великих музыкантов этого жанра его выделяют не только за талант, но и за его уход из жизни, который до сегодняшнего дня скрыт завесой тайны.


Олтон Глен Миллер родился 29 февраля 1904 года в небольшом городке Клоринда, что на юго-западе Айовы, штата, получившего прозвище кукурузной столицы США. Его семья (отец Элмер Миллер и мать Мэтти Лу) была небогатой, поэтому, так же, как и их предки - пионеры XIX века, они кочевали по стране в поисках лучшей жизни. До 1915 года Миллеры жили в Норт-Платте, штат Небраска, а затем перебрались в Грант-Сити, что в штате Миссури.

В свободное время Гленн подрабатывал дойкой коров на соседних фермах. Благодаря этому в 1916 году он накопил достаточно денег, чтобы купить тромбон и записаться в городской оркестр. В выпускном классе он увлекся новым направлением - эстрадным (танцевальным) оркестром. Он настолько заинтересовался этим стилем, что вместе с одноклассниками даже создал собственный оркестр. К моменту своего выпуска из школы в 1921 году Миллер окончательно решил, что хочет стать профессиональным музыкантом.

Интересный факт: В день вручения выпускных аттестатов Гленн Миллер сбежал из дома в соседний штат ради того, чтобы со своим оркестром сыграть на танцах в городке Лэрами.

В 1923 году Миллер поступил в Университет Колорадо, где почти сразу же попал в состав студенческого танцевального оркестра и стал членом университетского братства Сигма-Ню. Однако большую часть времени он проводил вдалеке от учебы. Его больше увлекали прослушивания и выступления на телевидении, например, в оркестре Boyd Senter's в Денвере. Конечно, так не могло продолжаться долго, и, в конце концов, после того как он провалил 3 из 5 экзаменов в одном семестре, ему пришлось оставить университет.

Зато теперь было больше времени для того, чтобы сконцентрироваться на карьере профессионального музыканта. Гленну даже удалось стать учеником одного из величайших музыкальных педагогов - Джозефа Шиллингера (Иосифа Моисеевича Шиллингера). Именно под его руководством молодой джазмен создает самое известное свое произведение "Moonlight Serenade".

Гленн Миллер с оркестром

В 1926 Миллер ездил в туры с несколькими группами, обосновавшись, в конечном счете, в бэнде Бена Поллака в Лос-Анджелесе. Он также играл для Виктора Янга, чей оркестр аккомпанировал Джуди Гарланд и Бингу Кросби, что дало ему возможность поработать под наставничеством профессиональных музыкантов. Вначале он был ведущим тромбоном оркестра, но когда в 1928 году к ним присоединился Джек Тигарден, соло Миллера были основательно урезаны.

Он осознал, что его будущее не в том, чтобы играть на тромбоне, а в том, чтобы сочинять музыку. В 1928 году в Чикаго был опубликован его сборник под названием "125 джазовых композиций для тромбона Гленна Миллера". Во время работы с Поллаком Миллер самостоятельно сочинил несколько музыкальных аранжировок. Он также в соавторстве с Бенни Гудманом написал еще одну свою нетленную композицию "Room 1411". В 1928 году, когда оркестр приехал в Нью- Йорк, Миллер женился на девушке, с которой познакомился в колледже - Хелен Бюргер.

Миллер научился зарабатывать на жизнь, работая свободным тромбонистом в нескольких оркестрах. 14 ноября 1929 года вокалист Рэд МакКензи нанял Миллера, чтобы тот сыграл на двух записях, которые сегодня считаются классикой джаза - "Hello, Lola" и "If I Could Be With You One Hour Tonight".

В 1930 году он стал членом оркестра Рэда Николса и играл в бэндах Strike Up the Band и Girl Crazy, которые были известны на Бродвее. В 1936 году Миллер впервые появился в фильме компании "Парамаунт пикчерс" в качестве члена оркестра Рэя Ноубела. В 1937 году Миллер собрал свою первую команду. Однако оркестр так и не смог создать себе узнаваемый имидж, поэтому распался, отыграв последний концерт в отеле Ритц 2 января 1938 года. Однако сразу после этого он собирает новый состав. Вторая попытка оказалась удачной. Оркестр Гленна Миллера обретает популярность, которая до этого не снилась ни одному джаз-бэнду США.

Интересный факт: У джазменов есть своеобразное поверие, что самые лучшие исполнители этого направления не живут больше сорока лет. Подтверждением служит тот факт, что всего две легенды джаза дожили до старости и умерли своей смертью - Луис Армстронг и Эдвард Эллингтон.

В 1942 году, на пике своей гражданской карьеры, Миллер решает сделать что- то полезное для обороны страны. В свои 38 лет Миллер был слишком стар для армии, поэтому в ВМС сказали, что не нуждаются в его услугах. Миллер написал письмо генерал-майору Чарльзу Янгу, и тот убедил армию США принять Миллера и назначить его ответственным за реорганизацию армейского оркестра. Миллер со своим гражданским оркестром отыграл последний концерт в Нью- Джерси 27 сентября.

Интересный факт: Чтобы понять, какой известности достиг Гленн Миллер со своим оркестром, перед тем как все бросить, достаточно посмотреть на его типичный распорядок рабочего дня. С самого раннего утра оркестр репетировал. Затем шла запись нескольких новых композиций для пластинок.

Затем, начиная с обеда, шло живое выступление по радио, занимавшее несколько часов, а вечером оркестр давал концерт в одном их престижных танцевальных залов Нью-Йорка. За примерно пять лет своего существования оркестр Гленна Миллера записал столько музыкальных композиций, что их хватило на 50 компакт дисков (общая продолжительность одного диска примерно час).

Миллер ведет свою еженедельную радиопередачу

Изначально Гленн служил в тренировочном центре ВВС в Монтгомери и руководил оркестром из 15 человек, а также вел еженедельную военно-агитационную радиопередачу. Так, в одном из выступлений, он прославлял женщин- авиамехаников, работающих с ним в тренировочном центре.

Позже Миллер создал большой марширующий оркестр, который должен был стать главным военным оркестром США. За это его повысили до капитана, а в августе 1944 года и до майора. Однако попытки джазмена с Бродвея модернизировать военную музыку часто встречали сопротивление со стороны консервативных офицеров. Например, аранжировка Миллера для композиции "St. Louis Blues March" соединяла в себе блюз, джаз и традиционный военный марш и была сильно раскритикована некоторыми членами командования вооруженных сил США.

Вскоре еженедельная радиопередача Миллера переехала из Алабамы в Нью-Йорк, где пользовалась невероятным успехом. Этот фактор позволил расширить оркестр до 50 человек и отвезти их в тур в Англию. Там они дали примерно 800 выступлений перед солдатами и гражданскими.

Благодаря этому громкому успеху американское командование решило устроить большой концерт для европейского радио-эфира с вещанием из недавно освобожденного Парижа, и, конечно же, такое событие не могло обойтись без Гленна Миллера.

15 декабря 1944 года легкий пассажирский самолет UC-64 Norseman с джазменом на борту взлетел с аэропорта в Клэпхэме в Великобритании, но в Париже он так и не приземлился. Его признали пропавшим без вести во время перелета через Ла-Манш. По сей день не установлено точно, что произошло с самолетом, и какая участь постигла музыканта.

Марширующий оркестр Гленна Миллера

Интересный факт: Миллер всегда боялся летать. Поэтому когда ему сказали, что он должен будет перелететь через Ла-Манш на маленьком самолете, тот не очень этому обрадовался. Существует даже легенда, что когда Миллер зашел в самолет, то увидел, что там нет парашютов. Это его сильно возмутило. На это второй пассажир, полковник Норман Бейселл, ему ответил: "В чем дело майор Миллер? Вы что, планируете жить вечно?"

ВВС-бэнд Гленна Миллера

Вокруг исчезновения Гленна Миллера до сих пор ходит множество слухов и домыслов. Так, согласно первоначальной версии, самолет с джазменом был сбит истребителями Люфтваффе. Затем в одной из газет появилась история о том, что Глен Миллер был похищен немецкими диверсантами во главе с Отто Скорцени.

Немцы подвергли его жесточайшим пыткам, а затем забили до смерти. Однако после того как поступило официальное заявление, что в день перелета в этой области не было зафиксировано действий авиации противника, немецкая версия произошедшего сразу же отпала сама собой.

В 1988 году Удо Ульфкотт, журналист немецкой газеты "Бильд", опубликовал статью, в которой рассказывал, что ему удалось изучить некоторые секретные документы Пентагона, касающиеся смерти известного джазмена.

Из них журналист узнал, что 15 декабря 1944 года Гленн Миллер был обнаружен мертвым в одном из парижских борделей. Согласно заключениям военных экспертов, его смерть наступила в результате сердечного приступа. Поэтому военные, решив скрыть позорную смерть известного музыканта и майора ВМС США, придумали историю с пропавшим самолетом. Однако вскоре выяснилось, что эта история очередная газетная утка.

На таком или почти таком UC-64 Norseman ушел в свой последний полет Гленн Миллер

Однако на сегодняшний день одной из самых достоверных версий считается та, по которой UC-64 Norseman Миллера был потоплен британской авиацией в результате несчастного случая. Эскадрилья английских тяжелых бомбардировщиков "Ланкастер" возвращалась с неудачного рейда на территории Бельгии. Летчикам не удалось выйти на цель и отбомбиться, поэтому, согласно инструкции по безопасности, перед посадкой они должны были сбросить бомбы в море.

Для этих целей в Ла-Манше была определена особая зона. Для второго пилота Фреда Шоу, который, собственно, и рассказал эту историю, рейд на Бельгию был первым боевым заданием, и до этого он не видел процесса бомбометания, поэтому, когда бомбы начали падать в Ла-Манш, он посмотрел вниз. Там он заметил маленький самолет, который на языке военных пилотов называли "воздушным змеем". Он крикнул об этом другим членам экипажа и те тоже обратили на него внимание, однако было уже поздно. Ударная волна от взрыва множества бомб сорвала самолет в штопор, и тот скрылся в море.

На самом деле такие инциденты случались чаще, чем можно предположить, поэтому после доклада о происшествии действия пилотов были признаны правомерными, и дело закрыли. Однако в 1956 году, когда Фред Шоу увидел документальный фильм о Гленне Миллере, он, сопоставив все факты, понял, что тогда они потопили самолет с джазменом на борту.

Авро "Ланкастер" - основной тяжелый бомбардировщик Королевских ВВС Великобритании

В подтверждение этой теории выступает и большая часть историков авиации Второй мировой. Так, согласно их мнению, коридор, по которому должен был двигаться Миллер, располагался в двух милях от той зоны Ла-Манша, куда сбрасывают бомбы.

Однако в тот день был сильный туман, кроме того, пилот, переправлявший Гленна, не имел опыта полета в таких погодных условиях - ему нужно было либо подняться выше тумана, либо опуститься ниже. Так как самолеты Norseman не обладали системами борьбы с обледенением, пришлось прижиматься к воде. Все это вполне могло заставить пилота немного сбиться с курса и выйти в зону бомбометания. Так как самолет летел близко к воде, у него просто не было шансов.

Интересный факт: несмотря на то, что эта теория возникла в 1956 году, право на существование она получила лишь в начале 2000-х, так как только тогда удалось разобраться с деталью, которая окончательно связала все воедино. Дело в том, что согласно бортовому журналу, время выхода эскадрильи в зону бомбометания и время, когда там же должен был появиться "воздушный змей" Миллера, разнятся в час. Решение этой проблемы оказалось на поверхности. Дело в том, что британские летчики отмечали время по Гринвичу, а американские пилоты, проводившие расчеты, использовали местное время. Между ними разница как раз в час.

Однако, несмотря на существование достоверной версии случившегося, доказать или опровергнуть ее невозможно, так как самое главное доказательство покоится в водах Ла-Манша. Поэтому фанаты творчества Гленна Миллера, которые не могут примириться с его кончиной, и те, кто просто хочет дешевой славы, будут выдвигать различные теории о дальнейшей судьбе джазмена. Как бы то ни было, Гленн Миллер всегда останется жив, пока жива его музыка. Оркестр, собранный им перед войной, до сих пор гастролирует, и является национальным достоянием Соединенных Штатов Америки.

Звезда Гленна Миллера на голливудской "Аллее славы"

Интересный факт: Помимо основного оркестра имени Гленна Миллера, существуют также три лицензионных, которые обладают правами на выступления в старом свете: Glenn Miller Orchestra UK созданный в 1985 году, Glenn Miller Orchestra Scandinavia, получивший лицензию в 2010 году, и Glenn Miller Orchestra Europe, который был организован в 1990 году.


Автор: Антон Ляпін
Джерело: www.ves.lv



Інші:

Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
Змінив пуанти на армійські берці: згадаймо артиста балету Ростислава Янчишена
"Музичні вечори у будинку родини Мейтусів"
«Для мене дім – там, де серце» – Віктор Рекало, автор музики до балету про вимушену міграцію «Дім»
Як розтопити «Крижане серце»?
В Одеській опері відновили незвичайну виставу
Хмельницький фаховий музичний коледж ім. В.І.Заремби: 65 років від дня заснування
До дня Соборності: в Національній опері представлять всеукраїнський музичний проєкт
Як доктор мистецтвознавства став... диригентом
Досліджуємо славні сторінки бандурного мистецтва
На Волині в Горохові привітали з 80-річчям відомого композитора
Роман Орленко-Прокопович - ім’я між забуттям і легендами
“Пісні для України” з Лондона
“54 хвилини до Різдва”
Диск "Зимовий шепіт" від піаністки Віоліни Петриченко
Українські переклади лібрето світових опер в Україні
Військовий зі Львова випустив альбом фортепіанної музики, яку створив на передовій
Раду Поклітару - герой книжки
Сенсаційні знахідки та версії Трипільської культури - “ світової колиски”
У Львівській філармонії визначили переможців Конкурсу молодих вокалістів імені Сліпака
Концерт-реконструкція «Гай, Рожество!»
Сторіччя Балетної трупи Одеської опери
Харизматичний диригент українського походження, який втілив "американську мрію": хто такий маестро Леонард Бернстайн
"Вистави ще немає, але є кредит довіри": продюсерка Opera aperta про співпрацю з міжнародним фестивалем O.Festival
В Ужгороді відкрили мініскульптуру на честь графа Нандора Плотені
Понад 200 народних пісень: де шукають і кому співають солістки ансамблю "Антонівчанка" з Прилуччини
8 неочікуваних речей, що носять ім’я Шопена
Фридерик Шопен та Микола Лисенко: точки перетину
Згадуємо Миколу Колессу
      © 2008-2024 Music-review Ukraine