Огляд |
|
|
|
|
Имперское величие во всем блеске
«Пиковая дама» на фестивале Опера Холланд парк
16 серпня 2016, вівторок
Поширити у Facebook
Эта не первая «Пиковая дама», которую мне довелось увидеть в Лондоне, но, если говорить о постановке, однозначно – лучшая.
Для постановщиков это проект амбициозный: большой хор и массовка, изумительные костюмы, соответствующие эпохе, оригинальная игра светотеней (художник по свету Саймон Корде) и элегантно-пышные – если такое сочетание слов возможно – декорации (Корделия Чисхолм).
На открытии английского летнего фестиваля Опера Холланд парк была представлена постановка оперы Масканьи «Ирис».
Летний фестиваль Опера Холланд парк отмечает в этом году свое совершеннолетие. В Англии эта магическая цифра – 21.
В год своего становления, взросления на суд зрителей были представлены оперы «Ирис», «Богема», «Золушка», оперетта «Летучая мышь».
И под занавес фестиваля – новая постановка оперы Чайковского «Пиковая дама» (режиссер Родула Гайтану, дирижер Питер Робинсон).
Эта не первая «Пиковая дама», которую мне довелось увидеть в Лондоне, но, если говорить о постановке, однозначно – лучшая. Для постановщиков это проект амбициозный: большой хор и массовка, изумительные костюмы, соответствующие эпохе, оригинальная игра светотеней (художник по свету Саймон Корде) и элегантно-пышные – если такое сочетание слов возможно – декорации (Корделия Чисхолм).
С обеих сторон сцены – по три арки, развевающиеся на ветру белые занавеси, но посередине – ниша, закрытая пышными шторами. Она открывается в какие-то особо значимые моменты оперы – первое появление графини и ее помпезный выход, затем – романтически обставленная опочивальня, устроенная в стиле барокко, там же в нише позднее будет установлен ее гроб. Посмертное явление Герману также состоится здесь. Затем нам будет представлен карточный салон Чекалинского и огромный, покрытый зеленым сукном стол, на котором умирает Герман. Оставшаяся большая часть сцены периодически превращается в Летний сад, салон Лизаветы, когда подружки пытаются развеселить опечаленную девушку, или бальную залу… Словом, все возможные атрибуты русского имперского великолепия – налицо. Но радует то, что все эти детали – логичны и взаимосвязаны, они работают, они дают целостную картинку Санкт-Петербурга… конца девятнадцатого века (1870 год), так было угодно режиссеру!
Гайтану увидела в «Пиковой драме» и представила нам скорее романтическую мелодраму, лишив ее излишней фантасмагории, особой мистичности. Но создатели сохранили психологическую мотивацию, может быть недостаточно глубоко разработанную, но явно одно – они шли по следам Чайковского.
Чисто визуально образ графини, высокой, худущей, поддерживающей себя с помощью двух палок, стук которых предвещает каждое ее появление на сцене, в огромном чёрном платье – весьма выразителен.
Нельзя не почувствовать былое великолепие Венеры Московской, чья красота под воздействием времени и неумолимости прожитых лет исчезла, а перед нами на сцене – древняя капризная старуха в пышных одеяниях и блеске драгоценностей. Но Розалинда Плоурайт, блистающая в 80-х годах, явно переигрывала, а пение ее было увы – маловыразительным.
Были замечательные моменты, когда в сознании Германа реальность и кошмар смешиваются, и происходящее на сцене кажется пугающе зловещим и гротескным. Лучшие годы тенора Питера Уэдда пришлись на 90-ые, когда он пел многие ведущие роли в Ковент-Гардене. Он и нынче демонстрировал вокальную выносливость на сцене, но в данной постановке, мне показалось, явно не вписывался в компанию. Это был достаточно пожилой герой на фоне молодых Лизы – Наталия Романив; остроумного Томского – Ричард Буркхард; жесткого, откровенного князя Елецкого – Грант Дойл; Полины – Лора Вудс. Они более выигрышно звучали и в вокальном отношении – это было исполнение оперных певцов, достойных серьезной сцены. Отдельное слово о Наталье Романив – тонкая, сильная Лиза, чье пение более звучало вполне по-русски, однако тембр ее голоса – специфичный, резонирующий, что называется, на любителя. Прекрасный дуэт составили Алед Холл (Чекалинский) и Саймон Уайлдинг (Сурин).
Дирижер Питер Робинсон вел оркестр несколько лихорадочно, сверх меры энергично, или можно сказать иначе – торопливо, особенно первый акт. Конечно, в основном звучала эмоциональная музыка, но она совсем не должна была быть крикливо-резкой, и уж вовсе необязательно было глушить главных героев – Германа и Лизу. В музыкальном отношении первый акт явно проиграл второму, который был исполнен намного лучше, и мы услышали то, что было заложено композитором, а оркестр City of London Sinfonia смог реализовать свой потенциал. Хор пел великолепно.
Оперы на этом фестивале поются на языке оригинала.
Автор: Людмила Яблокова
Джерело: operanews
|