Имперское величие во всем блеске | Music-Review Ukraine
Головна
Огляд
Имперское величие во всем блеске
Имперское величие во всем блеске
«Пиковая дама» на фестивале Опера Холланд парк
16 серпня 2016, вівторок
Поширити у Facebook

Эта не первая «Пиковая дама», которую мне довелось увидеть в Лондоне, но, если говорить о постановке, однозначно – лучшая.

Для постановщиков это проект амбициозный: большой хор и массовка, изумительные костюмы, соответствующие эпохе, оригинальная игра светотеней (художник по свету Саймон Корде) и элегантно-пышные – если такое сочетание слов возможно – декорации (Корделия Чисхолм).

На открытии английского летнего фестиваля Опера Холланд парк была представлена постановка оперы Масканьи «Ирис».

Фестиваль Опера Холланд парк.Фото: Robert Workman

Летний фестиваль Опера Холланд парк отмечает в этом году свое совершеннолетие. В Англии эта магическая цифра – 21.

В год своего становления, взросления на суд зрителей были представлены оперы «Ирис», «Богема», «Золушка», оперетта «Летучая мышь».

И под занавес фестиваля – новая постановка оперы Чайковского «Пиковая дама» (режиссер Родула Гайтану, дирижер Питер Робинсон).

Эта не первая «Пиковая дама», которую мне довелось увидеть в Лондоне, но, если говорить о постановке, однозначно – лучшая. Для постановщиков это проект амбициозный: большой хор и массовка, изумительные костюмы, соответствующие эпохе, оригинальная игра светотеней (художник по свету Саймон Корде) и элегантно-пышные – если такое сочетание слов возможно – декорации (Корделия Чисхолм).

С обеих сторон сцены – по три арки, развевающиеся на ветру белые занавеси, но посередине – ниша, закрытая пышными шторами. Она открывается в какие-то особо значимые моменты оперы – первое появление графини и ее помпезный выход, затем – романтически обставленная опочивальня, устроенная в стиле барокко, там же в нише позднее будет установлен ее гроб. Посмертное явление Герману также состоится здесь. Затем нам будет представлен карточный салон Чекалинского и огромный, покрытый зеленым сукном стол, на котором умирает Герман. Оставшаяся большая часть сцены периодически превращается в Летний сад, салон Лизаветы, когда подружки пытаются развеселить опечаленную девушку, или бальную залу… Словом, все возможные атрибуты русского имперского великолепия – налицо. Но радует то, что все эти детали – логичны и взаимосвязаны, они работают, они дают целостную картинку Санкт-Петербурга… конца девятнадцатого века (1870 год), так было угодно режиссеру!

Гайтану увидела в «Пиковой драме» и представила нам скорее романтическую мелодраму, лишив ее излишней фантасмагории, особой мистичности. Но создатели сохранили психологическую мотивацию, может быть недостаточно глубоко разработанную, но явно одно – они шли по следам Чайковского.

Чисто визуально образ графини, высокой, худущей, поддерживающей себя с помощью двух палок, стук которых предвещает каждое ее появление на сцене, в огромном чёрном платье – весьма выразителен.

Нельзя не почувствовать былое великолепие Венеры Московской, чья красота под воздействием времени и неумолимости прожитых лет исчезла, а перед нами на сцене – древняя капризная старуха в пышных одеяниях и блеске драгоценностей. Но Розалинда Плоурайт, блистающая в 80-х годах, явно переигрывала, а пение ее было увы – маловыразительным.

Были замечательные моменты, когда в сознании Германа реальность и кошмар смешиваются, и происходящее на сцене кажется пугающе зловещим и гротескным. Лучшие годы тенора Питера Уэдда пришлись на 90-ые, когда он пел многие ведущие роли в Ковент-Гардене. Он и нынче демонстрировал вокальную выносливость на сцене, но в данной постановке, мне показалось, явно не вписывался в компанию. Это был достаточно пожилой герой на фоне молодых Лизы – Наталия Романив; остроумного Томского – Ричард Буркхард; жесткого, откровенного князя Елецкого – Грант Дойл; Полины – Лора Вудс. Они более выигрышно звучали и в вокальном отношении – это было исполнение оперных певцов, достойных серьезной сцены. Отдельное слово о Наталье Романив – тонкая, сильная Лиза, чье пение более звучало вполне по-русски, однако тембр ее голоса – специфичный, резонирующий, что называется, на любителя. Прекрасный дуэт составили Алед Холл (Чекалинский) и Саймон Уайлдинг (Сурин).

Дирижер Питер Робинсон вел оркестр несколько лихорадочно, сверх меры энергично, или можно сказать иначе – торопливо, особенно первый акт. Конечно, в основном звучала эмоциональная музыка, но она совсем не должна была быть крикливо-резкой, и уж вовсе необязательно было глушить главных героев – Германа и Лизу. В музыкальном отношении первый акт явно проиграл второму, который был исполнен намного лучше, и мы услышали то, что было заложено композитором, а оркестр City of London Sinfonia смог реализовать свой потенциал. Хор пел великолепно.

Оперы на этом фестивале поются на языке оригинала.


Автор: Людмила Яблокова
Джерело: operanews



Інші:

Фотомиті "Київської пекторалі". Подія, яка вже стала історією
"Вечір української музики" у Кропивницькому
Маріупольський оркестр «Ренесанс» взяв участь у великому концерті в Італії
Музичний символ солідарності: на другу річницю великої війни оркестр Львівської філармонії виступив у Варшаві
"Музика без меж": у Дніпровській академії музики провели Міжнародний фестиваль академічного музичного мистецтва
Сучасна академічна музика та саунд-перформанси в іменах — 11 українських композиторів, чиї концерти не варто пропускати
Від Бетховена до Скорика: пам’ять Небесної сотні в Харкові вшанували музикою
“Музичні мости”
Полтавська обласна філармонія презентувала програму «Присвята Астору П’яццолі».
Абстракція в дикому вигляді: The New York Times про українську оперу Chornobyldorf
У Києві показали сучасний балет «Д.І.М.» про вимушену міграцію
У Львові під час концерту колядок і щедрівок хор "Дударик" зібрав понад 80 тисяч для військових
У "Карнегі-хол" у Нью-Йорку прозвучали твори відомих українських композиторів
Прем’єри та присвяти на концерті «Тиха молитва» у Львівській філармонії
З 3 по 8 січня у філармонії пройшов перший цьогорічний фестиваль органної та камерної музики «Bach Contemporary». Цьогоріч фестиваль представив публіці 8 різноманітних концертів обʼєднаних генієм Баха
"Мрії щасливого року": артисти Запорізької філармонії порадували глядачів ще однією прем"єрою
Ансамбль "Полтава" обласної філармонії відтворив на сцені різдвяні традиції
27 грудня у знаменитому будинку Роліт відбулась прем’єра перформансу-променаду «Гра в хованки з паном Лятошинським»
"Нове Різдво" хору ім. Бортнянського
«Котигорошко проти вікінгів»: ПРЕМ’ЄРА ВИСТАВИ
Напередодні Різдва у великій залі Ніжинської музичної школи відбувся святковий благодійний концерт на допомогу ЗСУ
Дивовижна прем'єра на Святвечір: у філармонії відтворили концертну програму капели Кошиця
"Сойчине крило": через 67 років після прем'єри повернувся на сцену балет Анатолія Кос-Анатольського на сюжет новели Івана Франка
У харківському метро пройшли концерти зірок оперного театру
Концерт юних віртуозів
Культурна дипломатія в дії
Незламній Україні присвячується
“Лісова пісня” у Будапешті
Урочисте відкриття Конкурсу імені Сліпака пройшло у Львівській філармонії
13 грудня у знаменитому залі Берлінській філармонії відбувся концерт Академічного симфонічного оркестру Львівської національної філармонії під назвою «Sound of Ukraine»
Концерт ентузіастів
Культурна дипломатія вищого гатунку
Харківський кросовер-оркестр PRIME ORCHESTRA гастролює містами Туреччини
«Пиши листи до Миколая!»
У Рівненській обласній філармонії звучали різдвяні пісні
«Сарсуела. На хвилях іспанської пристрасті»
Відважний проєкт
У Львівській філармонії з успіхом пройшла прем’єра опери польського композитора
У Києві відбулася прем’єра опери “Родинний альбом” Єжи Корновіча (Польща), а 10 грудня її почують у Львові
Повернення Дона Карлоса: вердіївський шедевр вперше за два роки прозвучав у Києві
      © 2008-2024 Music-review Ukraine