275 лет назад скончался композитор Антонио Вивальди | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
 275 лет назад скончался композитор  Антонио Вивальди
275 лет назад скончался композитор Антонио Вивальди
2 серпня 2016, вівторок
Поширити у Facebook

28 июля 1741 года на кладбище для бедняков в Вене было похоронено тело 63-летнего мужчины, умершего, как записано во врачебном свидетельстве, «от внутреннего воспаления».

К простой и самой дешевой могиле за 19 флоринов и 45 крейцеров его провожали две плачущих женщины.

Антонио Вивальди

Так 275 лет назад окончилось для Антонио Вивальди, еще недавно считавшегося лучшим композитором Венеции, желание занять место императорского композитора при Карле VI.

Через месяц к дому Вивальди в Венеции, где жили его две незамужние сестры, явились судебные приставы и описали все имущество за долги. А через 30 лет его имени не было даже в справочнике композиторов Италии. Имя Вивальди кануло в безвестность на 200 лет. И только в начале ХХ века интерес к творчеству барочного композитора начал возрождаться.

В 1926 году в монастыре в Пьемонте исследователи обнаружили четырнадцать томов сочинений Вивальди, которые считались утраченными во время наполеоновских войн. И уже к концу века имя Антонио Вивальди заняло свое место в истории музыки.

Многие его произведения в современной аранжировке находят своих ценителей уже среди молодежи - Вивальди оказался очень современным композитором. И это неудивительно - его музыка несет в себе невероятную энергию, жизненную силу, о которой только мечтают люди нашего времени.

Главная скрипка собора - в 9 лет, духовный сан - в 15

Антонио родился 4 марта 1678 года в Венецианской республике, в семье цирюльника Джованни Баттиста. Родился он раньше срока на два месяца в день землетрясения и был очень слабым. Акушерка убедила всех, что жизнь младенца в опасности, потому его немедленно крестили «страха ради смертного».

Мальчик выжил - и через два месяца в церкви была проведена уже официальная церемония. Он родился со сдавленной грудью и всю жизнь страдал астмой и сильнейшей одышкой, приступами удушья и слабости.

За первые годы жизни маленького Антонио его отец из цирюльника стал скрипачом в капелле святого Марка, затем главным скрипачом капеллы - и самостоятельным композитором. Он и учил музыке мальчика, который не мог заниматься каким-либо тяжелым трудом.

Антонио оказался очень способным - он играл наравне со взрослыми, а в 9 лет уже замещал отца, когда тот уезжал с концертами в другой город. Постоянное пребывание в соборе, в атмосфере служения Богу, и слабое здоровье определили жизненный выбор Антонио - он решил стать священником и продолжать занятия музыкой. Решение это было весьма серьезным - ведь католические священники принимают обет целомудрия и не имеют возможности вступать в брак.

18 сентября 1693 года, в возрасте 15 с половиной лет, Антонио Вивальди получил тонзуру и звание «привратника» (низшая степень священства, предоставлявшая право отворять врата храма). В последующие годы он принял еще ряд посвящений, необходимых для получения звания священника и права служить католическую обедню. Все эти годы музыка была главным его увлечением - и до завершения своего духовного образования он приобрел репутацию выдающегося скрипача-виртуоза.

Нужно сказать, что уже после нескольких отслуженных месс Вивальди получил разрешение не служить их. Он объяснял это слабым здоровьем, ведь его физические недостатки, особенно неконтролируемые приступы удушья, действительно мешали исполнять обряд. Но существует также версия о чудесной мелодии, пришедшей в голову молодого священника во время обедни. Вивальди якобы бросился из алтаря в ризницу посреди службы, чтобы записать ее, тем самым прервав мессу, и это вызвало большой скандал и даже преследования музыканта инквизицией. В итоге дело замяли - церковная комиссия пришла к выводу, что музыканты - немного не в себе и что нужно делать на это скидку. Так ли это было - неизвестно. Но отношения Вивальди и духовенства были непростыми.

Преподаватель и композитор

Получив освобождение от служения, но оставаясь священником, 25-летний Антонио был приглашен в одну из венецианских консерваторий Ospedale della Pieta в качестве музыканта и преподавателя музыки. Это было специфическое учреждение - детский дом для сирот и брошенных детей. В Венеции таких было четыре - они финансировались за счет республики. Мальчики обучались торговле и в возрасте 15 лет покидали учебное заведение.

Девочки же получали музыкальное образование, а самые талантливые оставались и становились участницами известного оркестра и хора в Ospedale. Именно здесь талант Вивальди развернулся на всю мощь. Он обучал своих воспитанниц как духовной, так и светской музыке, написал для них множество произведений - концертов, кантат, сонат, ораторий, которые предстояло исполнять оркестру. Через год, помимо скрипки, он получил обязанности преподавателя альта.

К спектру его произведений добавилась вокальная музыка на библейские тексты, произведения для солистов и для грандиозного хора консерватории. Вивальди писал концерты, кантаты, а также вокальную музыку на библейские тексты для учащихся. Его работа в качестве преподавателя требовала много времени и труда. Он должен был сочинять новую ораторию или концерт к каждому празднику, а также учить сирот теории музыки и игре на определенных инструментах.

Отношения Вивальди с советом директоров Ospedale часто были напряженными, ему даже пришлось на год выйти из штата консерватории, но совет директоров признал свою ошибку. В 1716 году он был назначен музыкальным руководителем Ospedale и стал ответственным за всю ее музыкальную деятельность.

К этому времени имя Вивальди гремело далеко за пределами учебного заведения - в «Путеводителе по Венеции» он назывался виртуозным скрипачом. Знали Вивальди и за пределами Италии. Композитор, уже получивший к тому времени среди горожан прозвище «рыжий священник», был представлен датскому королю Фредерику IV, которому посвятил впоследствии 12 скрипичных сонат.

С 1713-го Вивальди, которого как раз признали лучшим композитором Венеции, пробует себя в качестве оперного композитора. Им были написаны «Оттон на вилле» и «Роланд, притворяющийся безумцем» - эти произведения обеспечили Вивальди славу, а в следующие 5 лет было поставлено еще 8 опер композитора. Он вообще вел невероятно энергичную жизнь - писал по несколько опер в год, сам занимался их постановкой, да еще и решал администраторские вопросы театра «Сант-Анджело», в котором работал. При этом у него было очень много учеников, которым тоже нужно было уделять внимание. Театры других городов также приглашали Вивальди делать постановки. Не многим здоровым людям под силу такой ритм жизни, а ведь Вивальди с трудом самостоятельно преодолевал даже расстояние от двери до кареты, настолько его мучила одышка. Но он как будто не замечал этого...

Мантуя - город любви и творчества

В 1717 году Вивальди принял предложение занять место капельмейстера при дворе князя Филиппа Гессен-Дармштадта, губернатора Мантуи. Он переехал туда и в течение трех лет сочинил несколько опер, среди которых был «Тито Манлио». И ряд других произведений, самые известные из которых - «Четыре времени года», ставшие настоящей революцией в музыке. В них звучит течение ручьев, пение птиц, лай собак, шум комаров, плач пастухов, бури, пьяные танцоры, тихие ночи, катание на коньках детей, потепление зимних вечеров... Каждый концерт связан с сонетом, в котором Вивальди описывал сцены, изображенные в музыке. Эти концерты были опубликованы в Амстердаме в 1725 году. Исследователи связывают переход Вивальди на новый уровень творчества с появлением в его жизни женского влияния.

В Мантуе Вивальди знакомится с оперной певицей Анной Жиро, которую впоследствии представляет всем как свою ученицу. Это перевернуло всю его будущую жизнь. Она действительно была его ученицей - он учил и других оперных примадонн того времени. Современники находили дочь цирюльника Жиро искусной и одухотворенной певицей с приятным, хотя и скромным по диапазону голосом.

Со времени знакомства Вивальди не расставался с Анной и ее сестрой Паолиной, которая взяла на себя обязанности медсестры при нуждавшемся в уходе и помощи композиторе - его все чаще донимали приступы астмы, из-за одышки он не мог даже подняться по лестнице. После трехгодичной службы в Мантуе Вивальди вместе с Анной и Паолиной возвратился в Венецию, где Анну острые на язык венецианцы называли «подругой рыжего священника».

Обе девушки жили с Вивальди в его доме в Венеции, что вызывало негодование со стороны церковных сановников и неодобрение жителей Венеции. И это при том, что сам Вивальди опровергал всяческие сплетни и домыслы относительно своих отношений с сестрами Жиро, утверждая, что они были лишь его воспитанницами. Сестры Жиро сопровождали его в многочисленных путешествиях, связанных в то время с опасностями и лишениями. Многие из его произведений содержали партии, написанные специально для Анны.

Радости и горести

Последний период жизни Вивальди был отчасти похож на его концерты: друг друга сменяли радости и горести. На пороге своего 50-летия Антонио был полон энергии и замыслов. Оперы сочинялись одна за другой (для карнавального сезона 1727 года он сочинил аж восемь опер), его концерты собирали полные залы, его признали в Риме, где его оперы имели ошеломительный успех.

В 1728 году Вивальди встретил императора Карла VI, когда тот посетил Триест, чтобы вести наблюдение за строительством нового порта.

Карл восхищался музыкой Вивальди настолько, что, по отзывам придворных, беседовал с композитором во время одной встречи дольше, чем со своими министрами в течение двух лет. Он наградил Вивальди званием рыцаря, золотой медалью и пригласил в Вену. В ответ Вивальди подарил императору рукописную копию La Cetra.

В 1730 году Вивальди в сопровождении своего отца отправился в Вену и Прагу, где была поставлена его опера «Ферначе». Она пользовалась успехом, как и другие произведения, поэтому Вивальди начал всерьез раздумывать о переезде в Вену. Тем более, что итальянцы, избалованные обилием композиторов, нередко расстраивали Антонио холодными отзывами о его произведениях, периодически называя их старомодными и требуя все новых и новых музыкальных вершин. При этом финансовое положение композитора оставляло желать лучшего.

В 1737 году Вивальди настиг новый удар - апостольский нунций в Венеции запретил ему от имени кардинала Руффо въезд в Феррару, в то время принадлежавшую к Папской области, и «это потому, - писал композитор, - что, будучи духовным лицом, я не служу обедни и пользуюсь расположением певицы Жиро».

По тем временам этот запрет был неслыханным позором и означал для Вивальди, некогда игравшего перед папой римским, полную дискредитацию его как духовного лица. Не менее значительным был и материальный ущерб - за срыв постановок в Феррари Вивальди должен был уплатить неустойку, которая равнялась плате за 60 опер.

Композитор посылал епископу отчаянные письма. Напоминал, что его принимал сам папа римский и высоко оценил его творчество. «Уже 25 лет я не отправляю в церкви служб, - писал он, - и не могу это делать из-за боли, которая у меня с детства и которая меня до сих пор беспокоит. Только год после посвящения меня в священники я служил мессу, но после того как трижды был вынужден уйти, не закончив службы, перестал это делать. Никто из знатных синьоров не приглашает меня к себе домой, даже наш князь, так как все знают о моем дефекте». Но епископ уперся и не уступал. В итоге вопрос с неустойкой все-таки удалось решить, через некоторое время спектакли были разрешены - но к этому времени настроение горожан было таким, что постановки оказались провальными. Да и в Венеции он стремительно терял былую популярность.

Это окончательно подтолкнуло Вивальди к решению переехать в Вену и занять место композитора при императорском дворе. Чтобы собрать денег на путешествие, ему пришлось распродать свои рукописи по грошовой цене.

Продавать было что - Вивальди автор около 90 опер, более 500 концертов, свыше 100 сонат для различных инструментов. Но вскоре после прибытия композитора в Вену Карл VI умер, началась война за австрийское наследство.

Вивальди уехал в Дрезден в поисках новой работы, но заболел и вернулся в Вену уже глубоко больным, нищим и забытым всеми, кроме своих верных спутниц, деливших с ним годы лишений так же, как и годы расцвета его славы.

Здесь он вскоре и умер.

Анна Жиро вернулась в Венецию и пережила своего учителя на девять лет.


Автор: Руслана Рябініна
Джерело: Ваш шанс



Інші:

Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
Змінив пуанти на армійські берці: згадаймо артиста балету Ростислава Янчишена
"Музичні вечори у будинку родини Мейтусів"
«Для мене дім – там, де серце» – Віктор Рекало, автор музики до балету про вимушену міграцію «Дім»
Як розтопити «Крижане серце»?
В Одеській опері відновили незвичайну виставу
Хмельницький фаховий музичний коледж ім. В.І.Заремби: 65 років від дня заснування
До дня Соборності: в Національній опері представлять всеукраїнський музичний проєкт
Як доктор мистецтвознавства став... диригентом
Досліджуємо славні сторінки бандурного мистецтва
На Волині в Горохові привітали з 80-річчям відомого композитора
Роман Орленко-Прокопович - ім’я між забуттям і легендами
“Пісні для України” з Лондона
“54 хвилини до Різдва”
Диск "Зимовий шепіт" від піаністки Віоліни Петриченко
Українські переклади лібрето світових опер в Україні
Військовий зі Львова випустив альбом фортепіанної музики, яку створив на передовій
Раду Поклітару - герой книжки
Сенсаційні знахідки та версії Трипільської культури - “ світової колиски”
У Львівській філармонії визначили переможців Конкурсу молодих вокалістів імені Сліпака
Концерт-реконструкція «Гай, Рожество!»
Сторіччя Балетної трупи Одеської опери
Харизматичний диригент українського походження, який втілив "американську мрію": хто такий маестро Леонард Бернстайн
"Вистави ще немає, але є кредит довіри": продюсерка Opera aperta про співпрацю з міжнародним фестивалем O.Festival
В Ужгороді відкрили мініскульптуру на честь графа Нандора Плотені
Понад 200 народних пісень: де шукають і кому співають солістки ансамблю "Антонівчанка" з Прилуччини
8 неочікуваних речей, що носять ім’я Шопена
Фридерик Шопен та Микола Лисенко: точки перетину
Згадуємо Миколу Колессу
      © 2008-2024 Music-review Ukraine