«Гидоническая» Кремерата | Music-Review Ukraine
Головна
Огляд
«Гидоническая» Кремерата
Юсипей Роман
Которович Мирослава
Київський камерний оркестр
Кофман Роман Ісаакович
Кізлова Ольга
Станкович Євген Федорович
«Гидоническая» Кремерата
28 лютого 2010, неділя
Поширити у Facebook

Скрипач Гидон Кремер и композитор Гия Канчели не впервые в украинской столице вместе. Их нынешний визит наполнил жизнь Киева тремя яркими событиями, ставшими выдающимися музыкальными явлениями.

Гидон Кремер, интеллектуал-скрипач, родился в Риге в музыкальной семье с еврейско-немецко-шведскими корнями. Ученик Давида Ойстраха, лауреат престижнейших конкурсов им. Чайковского в Москве, им. Паганини в Генуе, им. Королевы Елизаветы в Брюсселе, ныне он – человек мира, космополит, великолепное творчество которого принадлежит всем вот уже более 30 лет. Живя в Европе, он играет с лучшими оркестрами и дирижерами мира, записывается на престижнейших лейблах, завоевал Grammy.

Маэстро стремится своей музыкой преобразовывать общество. Например, минувшей осенью организовал в знаменитом лейпцигском Gewandhaus’е бенефис-концерт в поддержку Михаила Ходорковского. Скрипач дружит и сотрудничает с крупнейшими композиторами и исполнителями нашего времени и блестяще интерпретирует музыку всех стилей – барокко, классику, романтику, ХХ века. В настоящее время играет на скрипке Николо Амати 1641 года (в разные годы играл на инструментах Антонио Страдивари Baron Feititsch 1734 г. и Гварнери дель Джезу 1730-го).

Для него пишут талантливейшие композиторы-современники. При его поддержке состоялся оркестр Камерная филармония Бремена. Гидон Маркусович основал и много лет руководит камерным фестивалем в австрийском Локенхаузе. Созданный им струнный оркестр Kremerata Baltica покорил мир и завоевал в 2001-м Grammy за альбом After Mozart с музыкой от отца и сына Моцартов до Валентина Сильвестрова, Альфреда Шнитке и Александра Раскатова...

Оба выступления Кремера в Колонном зале Национальной филармонии прошли при полном аншлаге. Особенно много публики было на совместном концерте с камерным оркестром филармонии под руководством Романа Кофмана. Хотя первый, камерный вечер, оказался особенно изысканным и утонченным. Выступление ансамбля началось с соль минорного трио Роберта Шумана № 3, «захватившего дух» с первых звуков. Кремер играл в своей исполнительской манере, которую нужно не только слышать, но и видеть: все его тело участвует в процессе. Скрипач музицировал сидя, наредко подпрыгивая на стуле, изгибался назад, создавая музыку всем обликом. Обладательница немалой исполнительской воли виолончелистка Гиедре Дирванаускайте играет, напротив, внешне статично, но это не мешает ее глубокой, выразительной музыкальности. Киевляне уже слышали ее в авторском концерте Гии Канчели в мае прошедшего года. И юная 22-х летняя грузинская пианистка Хатия Буниатишвили несколько лет назад участвовала в киевском конкурсе Горовица, завоевав специальный приз и зрительские симпатии. Романтическая лирика Шумана в их трактовке переходила от нежнейшей кантилены к высокому эмоциональному накалу. Не было ни одного «проходного» звука, жизнь дышала каждым мигом звучания. Особенно тонкой и глубокой выразительности музыканты достигли в элегически-проникновенной второй части.

Композиция Виктора Кисина «Зеркало» написана в 2009-м для трио Кремера, которому посвящена, и в Киеве исполнялась впервые. Ее слушали с особым интересом: новейшая музыка не частый гость в зале Лысенко. Логически-ясная драматургия и выразительный ряд опирались на контрасты сонористических шорохов и резких кластеров. Мастерство каждого музыканта, совершенный ансамбль и абсолютное проникновение в содержание, выраженное актуальным языком, воспринимались залом с придыханием, буквально отрывали от жизни каким-то чутко-болезненным ощущением нашего мира.

Во втором отделении прозвучало трио Чайковского «Памяти великого художника», написанное как дань дружбы композитора с Николаем Рубинштейном. Полагаю, исполнители почтили память умершего нынешним летом украинского скрипача Богодара Которовича. Еще в 1999-м Кремер записал его с выдающимися партнерами Мартой Аргерих и Мишей Майским на Deutsche Grammophon. В Киеве его молодые партнерши были очень точны, собраны и эмоциональны, и трио-эпитафия прозвучало наиболее сыграно, совершенно. Овации публики, соскучившейся по музыкантам такого высокого уровня, были настойчиво-длительными, и артисты бисировали, развеяв грусть исполнением крошечного шутливого трио Арво Пярта.

На следующий день концерт в грузинском посольстве открыл серию вечеров «В гостях у посла Грузии». В резиденции Григола Катамадзе играли Гидон Кремер, Гиедре Дирванаускайте и Гия Канчели. Внимание слушателей и грузинского композитора также привлекли украинские участники концерта скрипачка Мирослава Которович и баянист Роман Юсипей. Они исполнили переложенную Романом для скрипки и баяна известную сюиту Канчели „Данелиада” из музыки к фильму «Кин-дза-дза».

В третий вечер на сцене Колонного зала им. Лысенко прозвучали очень разные по стилистике произведения. Кремер справедливо полагает, что успех концерта зависит от выбранной программы, и музыка Евгения Станковича, Чарлза Айвза, Добринки Табаковой, Йозефа Гайдна и Гии Канчели составили красочный букет.

Камерный оркестр Национальной филармонии Украины
Камерный оркестр Национальной филармонии Украины

Открывала концерт 4-я симфония Станковича «Sinfonia lirica» для 16 струнных.Киевский камерный оркестр играл старательно, правильно. Но полного погружения в авторскую концепцию, настоящего донесения „лирического беспорядка” симфонии (Елена Зинькевич) , проникновения в народную интонацию, единения с залом не произошло.


Камерный оркестр Национальной филармонии Украины
Композитор Евгений Станкович и Роман Кофман
Композитор Евгений Станкович и Роман Кофман

Оркестровая миниатюра американского композитора Айвза „Вопрос, оставшийся без ответа” воспринялась живее, но особенно интересным оказалось свежее произведение Добринки Табаковой, британско-болгарского композитора (родилась в 1980 году). Ее музыку американский композитор Джон Адамс назвал „крайне оригинальной и редкой”.


Дирижирует Роман Кофман
Дирижирует Роман Кофман

Три части „Солнечного триптиха” (2007-2009) – „Рассвет”, „День” и „Сумерки” для струнного оркестра, скрипки (Кремер), виолончели (Дирванаускайте) и ударных (Дмитрий Ильин) были нежными, свежими, как их молодая создательница, и удивительно гармоничными.



Гидон Кремер (скрипка) и Гиедре Дирванаускайте (виолончель)
Гидон Кремер (скрипка) и Гиедре Дирванаускайте (виолончель)

images/articles/39/DSC_6884.JPG
Впрочем, публика ждала второго отделения. Оно открылось симфонией Йозефа Гайдна.

images/articles/39/DSC_6900.JPG

Камерный оркестр – царство точной интонации, изысканных нюансов, а Гайдн, Моцарт –это всегда показатель исполнительской зрелости. К сожалению духовые порой киксовали, струнным не хватало тонкости, изящества звука.


images/articles/39/DSC_6913.JPG

Впрочем, следует отметить выразительные, глубокие соло виолончелистки Лидии Стовбун и точность дирижерской интерпретации. Возможно, оркестр, готовящийся к ответственной гастрольной поездке в Германию, перезанимался, а может быть, смутило участие в концерте мировой звезды. Надеюсь, немецкие выступления проходят ровнее, а Гайдн звучит классически-идеально.


Лидия Стовбун (виолончель)
Лидия Стовбун (виолончель)

Что бы ни играл Кремер, у него не бывает «рядовых» выступлений. Для него современная музыка – один из приоритетов. Артистизмом, широтой мышления, благородством и свежестью идей музыкант опережает многих достойнейших скрипачей нашего времени. Для него создавали лучшие композиторы: Астор Пьяццолла, Филип Гласс, Альфред Шнитке, Леонид Десятников, Александр Вустин, Лера Авербах, Петерис Васкс, Арво Пярт, Роберто Карневале, Джон Адамс.


 Кремер и Мирослава Которович
Гидон Кремер и Мирослава Которович

Скрипача и Канчели связывают многолетняя человеческая и творческая дружба, открытость ко всему новому, признание и любовь в мировом музыкальном пространстве, широта интересов.

В заключение Кремер, Мирослава Которович и оркестр сыграли Ex Contrario („От противного”) Гии Канчели. Киборд (синтезатор), электро-бас (бас-гитара) и CD дополнили традиционные инструменты электрозвуками и фонограммными писками. Произведение уже звучало в Киеве, но с участницей „Киевских солистов” в роли второй солистки стало премьерой.



Канчели говорит об Ex Contrario как о попытке «примирить ориентализм с европейской традицией». Здесь композитор не только сочетает «филармоническую» и «фольклоризованную» манеры двух скрипачей-солистов, он традиционно балансирует на грани академизма, китча, популярных интонаций.



Гия Канчели и Мирослава Которович
Гия Канчели и Мирослава Которович


Благодарные композитор и исполнители

Композитор Гия Канчели
Композитор Гия Канчели


Демократизм и «новая простота» этого, как и других его созданий, делают их желанными для самой разной публики. И вновь финал киевских гастролей двух музыкальных гигантов оказался феерически-удачным.

Специально для Национального портала академической музыки Music-review Ukraine

Ольга Кизлова



Автор: Ольга Кізлова
Фото: Сергій Пірієв
Колективи: Київський камерний оркестр
Виконавці: Роман Юсипей, Мирослава Которович
Диригенти: Роман Кофман
Композитори:Євген Станкович
Музикознавці: Ольга Кізлова
Концертна організація: Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України





Інші:

Про владу, кохання та підступність
Вперше в Україні презентували легендарний бродвейський хіт “Чикаго”
Симфонічні твори Станіслава Людкевича
Прем'єра симфонії - сорок років згодом
У Таллінні відбувся благодійний концерт класичної музики "Перетин культур"
В філармонії Одеси відбудеться концерт кларнетиста Ксіди та оркестру під керівництвом Шаврука
Французький органіст Жан Марі Леруа виступив на ІV фестивалі органної та камерної музики "Sounds of BACH" у Чернівцях
У Дніпрі завершився Міжнародний музичний конкурс
До Тернопільської філармонії завітав Шуберт зі своєю "Шубертіадою"
Сценографічна спадщина Євгена Лисика
У Страсбурзі відбувся концерт за участі українського оркестру та дитячих хорів
«Від бароко до класицизму»: музиканти оркестру «Ars – Nova» порадували миколаївців гарною музикою
У Ніжинській музичній школі на благодійному концерті зібрали 10 тисяч на тепловізор
Фотомиті "Київської пекторалі". Подія, яка вже стала історією
"Вечір української музики" у Кропивницькому
Маріупольський оркестр «Ренесанс» взяв участь у великому концерті в Італії
Музичний символ солідарності: на другу річницю великої війни оркестр Львівської філармонії виступив у Варшаві
"Музика без меж": у Дніпровській академії музики провели Міжнародний фестиваль академічного музичного мистецтва
Сучасна академічна музика та саунд-перформанси в іменах — 11 українських композиторів, чиї концерти не варто пропускати
Від Бетховена до Скорика: пам’ять Небесної сотні в Харкові вшанували музикою
“Музичні мости”
Полтавська обласна філармонія презентувала програму «Присвята Астору П’яццолі».
Абстракція в дикому вигляді: The New York Times про українську оперу Chornobyldorf
У Києві показали сучасний балет «Д.І.М.» про вимушену міграцію
У Львові під час концерту колядок і щедрівок хор "Дударик" зібрав понад 80 тисяч для військових
У "Карнегі-хол" у Нью-Йорку прозвучали твори відомих українських композиторів
Прем’єри та присвяти на концерті «Тиха молитва» у Львівській філармонії
З 3 по 8 січня у філармонії пройшов перший цьогорічний фестиваль органної та камерної музики «Bach Contemporary». Цьогоріч фестиваль представив публіці 8 різноманітних концертів обʼєднаних генієм Баха
"Мрії щасливого року": артисти Запорізької філармонії порадували глядачів ще однією прем"єрою
Ансамбль "Полтава" обласної філармонії відтворив на сцені різдвяні традиції
27 грудня у знаменитому будинку Роліт відбулась прем’єра перформансу-променаду «Гра в хованки з паном Лятошинським»
"Нове Різдво" хору ім. Бортнянського
«Котигорошко проти вікінгів»: ПРЕМ’ЄРА ВИСТАВИ
Напередодні Різдва у великій залі Ніжинської музичної школи відбувся святковий благодійний концерт на допомогу ЗСУ
Дивовижна прем'єра на Святвечір: у філармонії відтворили концертну програму капели Кошиця
"Сойчине крило": через 67 років після прем'єри повернувся на сцену балет Анатолія Кос-Анатольського на сюжет новели Івана Франка
У харківському метро пройшли концерти зірок оперного театру
Концерт юних віртуозів
Культурна дипломатія в дії
Незламній Україні присвячується
      © 2008-2024 Music-review Ukraine



File Attachment Icon
100802_16.JPG