Опера от Леонардо Винчи | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Опера от Леонардо Винчи
Миненко Юрій
Опера от Леонардо Винчи
Леонардо Винчи писал оперы и разделил судьбу Моцарта. Один из его забытых шедевров предстал в новом блеске в Кельне
7 січня 2013, понеділок
Поширити у Facebook

Опера от Леонардо Винчи. Фото с сайта: ttp://www.dw.de

Его звали Винчи. Леонардо Винчи. Он родился в Калабрии, на юге Италии, в деревне Стронголи, около 1690 года и, таким образом, не имел никакого отношения к своему великому тезке Леонардо да Винчи, жившему на два века раньше.

Как и Моцарт, Винчи не дожил до 40. И, как и в случае Моцарта, его ранняя смерть в 1730 году сопровождалась слухами, будто талантливого композитора, только-только начавшего восхождение к большой славе, кто-то отравил. Возможно, завистливый коллега-конкурент. Называли даже конкретное имя: Сальери в данном случае звали Николо Порпора. Оба композитора соперничали за благосклонность неаполитанской и римской оперной публики. Впрочем, возможно, причиной отравления был не подмешанный в чашку шоколада яд, а элементарная желудочная инфекция.

"Оргия красоты"

На этом завершается детективно-клубничная часть истории и начинается по-настоящему сенсационная: только что старательные археологи от музыки извлекли на свет божий последнюю из приблизительно 25 дошедших до наших дней опер Леонардо Винчи: "Артаксеркс" ("Artaserse") на знаменитое и многократно "озвученное" либретто Пьетро Метастазио о древнем персидском властителе.

Уже первые рецензии на диск, опубликованный несколько месяцев назад, имели восторженный тон, немецкие критики писали о подлинной "оргии красоты" и сравнивали "Артаксеркса" с оперными шедеврами Генделя (Georg Friedrich Händel). За диском последовало и "живое" исполнение, превзошедшее все ожидания любителей барокко. В ноябре 2012 года постановка была показана во французском Нанси, в конце декабря состоялось два концертных исполнения в Кельне, обеспечивших местной опере давно невиданный аншлаг.

Пять контратеноров на одной сцене

Леонардо Винчи написал свою оперу для шести солистов, пятеро из которых являлись кастратами. Учитывая, что премьера состоялась в 1730 году в Риме, в этом нет ничего особенного: выступление женщин на оперной сцене строго воспрещалось Святым престолом. Кастрация, впрочем, тоже каралась отлучением от церкви, но это не мешало массовому "производству" певцов-кастратов, особенно на юге Италии, в окрестностях Неаполя.

Еще пару лет назад постановщики подобной оперы не обошлись бы без женщин-певиц. Лишь появление в последние годы на оперной сцене целой плеяды молодых певцов-мужчин с разработанными горловыми голосами (фальцетами) или природными сопрано сделало подобный проект возможным. В Кельне на сцене стояло сразу пятеро блестящих контратеноров.

Сегодня, когда сам факт существования экзотических тембров перестал удивлять, можно лишь порадоваться тому, сколько разнообразными могут быть мужские голоса в диапазоне приблизительно от "до" малой октавы до "си" второй. В проекте "Артаксеркс" представлен весь спектр: от головокружительно высокого, но удивительно мужественно звучащего голоса аргентинца Франко Фаджоли (принц Абрак) до динамичного фальцета украинца Юрия Миненко (в роли злодея Мегабиза), от пленительного лирического сопрано румынского певца Валера Барна-Сабадуса (Земира) до элегантного контратенора Макса Эмануэля Ченчича (Мандана).

Вечная игра полов

Несмотря на то, что певцы изображают на сцене разнополые пары, "Артаксеркс" не оставляет и тени ощущения травестии или гомоэротики. Мужчины, исполняющие женские партии, не ломаются, не пытаются "изображать женщин", но лишь виртуозно и дисциплинированно, несколько отстраненно, выпевают феерические по сложности колоратуры, написанные композитором. В результате драма о любовных интригах и династических распрях обретает некий абстрактный характер.

Это вполне соответствует духу барочной оперы, лишенной психологизма в современном понимании. В постановке в Нанси этот аспект был подчеркнут и сценическими средствами: певцы выглядели на сцене как марионетки, которыми ловко управляли кукловоды из миманса. Кстати, последние были исключительно женщинами.


Автор: Анастасія Буцко
Виконавці: Юрій Миненко
Джерело: dw.de



Інші:

Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
Змінив пуанти на армійські берці: згадаймо артиста балету Ростислава Янчишена
"Музичні вечори у будинку родини Мейтусів"
«Для мене дім – там, де серце» – Віктор Рекало, автор музики до балету про вимушену міграцію «Дім»
Як розтопити «Крижане серце»?
В Одеській опері відновили незвичайну виставу
Хмельницький фаховий музичний коледж ім. В.І.Заремби: 65 років від дня заснування
До дня Соборності: в Національній опері представлять всеукраїнський музичний проєкт
Як доктор мистецтвознавства став... диригентом
Досліджуємо славні сторінки бандурного мистецтва
На Волині в Горохові привітали з 80-річчям відомого композитора
Роман Орленко-Прокопович - ім’я між забуттям і легендами
“Пісні для України” з Лондона
“54 хвилини до Різдва”
Диск "Зимовий шепіт" від піаністки Віоліни Петриченко
Українські переклади лібрето світових опер в Україні
Військовий зі Львова випустив альбом фортепіанної музики, яку створив на передовій
Раду Поклітару - герой книжки
Сенсаційні знахідки та версії Трипільської культури - “ світової колиски”
У Львівській філармонії визначили переможців Конкурсу молодих вокалістів імені Сліпака
Концерт-реконструкція «Гай, Рожество!»
Сторіччя Балетної трупи Одеської опери
Харизматичний диригент українського походження, який втілив "американську мрію": хто такий маестро Леонард Бернстайн
"Вистави ще немає, але є кредит довіри": продюсерка Opera aperta про співпрацю з міжнародним фестивалем O.Festival
В Ужгороді відкрили мініскульптуру на честь графа Нандора Плотені
Понад 200 народних пісень: де шукають і кому співають солістки ансамблю "Антонівчанка" з Прилуччини
8 неочікуваних речей, що носять ім’я Шопена
Фридерик Шопен та Микола Лисенко: точки перетину
Згадуємо Миколу Колессу
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
121216_028.jpg