Інтерв'ю |
|
|
|
|
Эльдар Сапараев: В 19 лет я взял с собой виолончель и билет в один конец
Відео
17 серпня 2016, середа
Поширити у Facebook
Известный виолончелист, обладатель первых премий международных конкурсов, первый приглашённый дирижер Юго-Западной филармонии Германии, концертмейстер Юго-Западного филармонического оркестра Германии, член Академии им.И.С.Баха, а также участник легендарного виолончельного секстета (Филармонические виолончелисты Кельна) – все это о музыканте из Казахстана Эльдаре Сапараеве.
Уже 16 лет он проживает в Швейцарии и дает концерты по всему миру. А недавно приехал на родину – выступить в столичном театре «Астана Опера» и познакомить родственников со своей невестой – известной скрипачкой из Франции - Рашель Кисаканин, передает корреспондент BNews.kz.
Эльдар Сапараев – виолончелист в четвертом поколении, родился в Казахстане, учился в школе для одаренных детей им.Куляш Байсеитовой.
В конце 90-х в 19 лет музыкант отправился в Швейцарию, взяв с собой лишь виолончель и билет в один конец. Сегодня он выступает в таких престижных концертных залах, как Тонхале (Цюрих), Лисингский зал (Загреб), Берлинская филармония, Уолт Дисней-холл (Лос-Анджелес). Сейчас Эльдар остановился в Астане, по его словам, казахстанская публика для него самая родная.
«Я уже 16 лет нахожусь в Европе, играл во многих странах мира - в 50-60 странах. Казахстанская публика для меня самая родная, я всегда с трепетом приезжаю домой. Когда выступаю в Казахстане, испытываю совсем другие ощущения, играя в Европе, тоже испытываешь трепет, отдаешь свою душу и любовь. Однако дома ты знаешь, что в зале есть твои родители, друзья, поддержка – я счастлив представлять музыку великих классиков своим соотечественникам. Для меня это самое важное», - признался музыкант.
Недавно, Эльдар Сапараев получил диплом дирижера в государственной консерватории Швейцарии, и 7 сентября у музыканта состоится дебют в Астане в качестве дирижера на сцене «Астана Опера».
«Солистом будет великолепный пианист, мой друг Алибек Альпиев. Я счастлив совместному музицированию. Алибек является учеником выдающегося пианиста Владимира Крайнева и работать с таким музыкантом одно удовольствие, к тому же мы являемся одноклассниками и дружим вот уже 30 лет. Мы с радостью представим для столичной публики концерт И.С. Баха «Ре-минор» для фортепиано в одном из лучших залов Казахстана», - делится планами Эльдар Сапараев.
По мнению виолончелиста, в Казахстане больше ценителей классической музыки среди молодежи, нежели в Европе.
«В Европе классическая музыка больше для людей за 50 - ценители более старшего поколения. В Казахстане же классика хорошо популяризирована, что не может не радовать. Я часто вижу здесь молодые лица, особенно в театре «Астана Опера».
Конечно, классическая музыка не так раскручена как поп-жанры. Но это делает ее еще более ценной и интересной, слушатель ее более просвещен, целенаправлен. И какие бы жанры не появлялись, классика будет жить всегда, пока есть на нашей земле достойные музыканты», - уверен Эльдар.
Глядя на таких возвышенных музыкантов, как Эльдар Сапараев, трудно представить, что они слушают «обычную» музыку. Однако виолончелист открыл корреспонденту свои «земные» музыкальные предпочтения.
«Обожаю джаз, иногда играю даже рок. Очень люблю группу «Queen», легендарного солиста Фредди Меркьюри, слушаю Майкла Джексона. Недавно с сестрой были в Барселоне и посетили концерт современной певицы Бейонсе. Мне это тоже показалось интересным, хоть такая музыка не отражается в моем сердце, я уважаю людей, которые делают свою работу профессионально. А это было отличное шоу. Вообще классики слушаю сейчас не так много – в свое время посещал почти все концерты. Ведь когда я приехал в Швейцарию в 19 лет, для меня открылась возможность слушать лучших музыкантов – Мариса Янсонса, Раду Лупу и других. Однако сейчас редко хожу на концерты, во многом потому, что не хватает времени», - говорит виолончелист.
Однако, несмотря на симпатию к джазу и року, музыкант с недоверием относится к обработке классики на современный лад.
«Я бы сказал, что не очень хорошо отношусь к таким проявлениям, по крайней мере я нечасто слышал хорошие обработки. Однако были, конечно, понравившиеся. К примеру, однажды мне довелось участвовать в одном проекте с трио Klazz Brothers, у которых была потрясающая программа «Classic meets jazz» (Классика встречается с джазом). Вот это было интересно – они обработали в джазовой версии части из «Щелкунчика», произведений Моцарта, Баха. Хорошо, когда в этом есть смысл, а делать попсу из произведений великих классиков – это не всегда удачно, а порой даже пошловато. Но есть кстати у Селин Дион хорошая обработка – на вторую часть второго концерта Сергея Рахманинова, песня «All by myself», где удачно подмечена его гениальная мелодия. Естественно, певица с этой песней сделала большую карьеру, она на слуху у каждого. Это показывает, что бывают музыканты, попадающие в точку, но очень редко», - говорит Сапараев.
Стать известным музыкантом с мировым именем – мечта для большинства жителей планеты практически недостижимая. Как пробиваться на этом поприще молодым талантам?
«Я считаю, что помимо таланта и трудолюбия, присутствует еще везение. Я знаю много талантливейших людей, у которых попросту не сложились звёзды. У меня с этим все в порядке. Причиной, по которой я стал виолончелистом, является мой отец. Мне всегда нравилось, как он с гордостью носил свой инструмент, а окружающие провожали его восхищенными взглядами. Мне так хотелось быть похожим на папу. Но, естественно, на мне была большая ответственность – когда ты музыкант в четвертом поколении, на тебя смотрят совсем по-другому», - говорит Эльдар.
Понимание важности музыки пришло к виолончелисту не сразу, в 10-12 лет.
«Поначалу не очень хотелось заниматься, не хватало усидчивости, так как нужно было играть гаммы и этюды, когда за окном дети гоняют мяч (смеется). Со мной занималась мама, она у меня танцовщица. А в балете, как вы знаете, очень строгие правила. Она готовила на кухне, а я сидел рядом и играл. Я плакал, мои слезы стекали с виолончели капельками на пол, но мама была непреклонна. Кстати, она даже научилась сама играть на виолончели из-за меня - репетитор она строгий. Потом меня постепенно так затянуло, что больше я себя не представлял вне музыки. Мне нравилось выходить на сцену, мне это доставляло огромное наслаждение. В 19 лет я поступил в Цюрихскую консерваторию. Это во многом повлияло на мое развитие, ведь для того, чтобы выиграть конкурсы со стипендиями в течение пяти лет мне приходилось заниматься по 10-14 часов в сутки. Мне нужно было выживать. Потом я стал набирать популярность, ездить по Европе и Америке. Сейчас мне не нужно много заниматься, так как технику я уже наработал», - объясняет музыкант.
А год назад в жизни Эльдара Сапараева произошло поворотное знакомство – он встретил свою любовь. Рашель Кисаканин - скрипачка из Франции, которая играет в престижных оркестрах: Цюрихском камерном оркестре, в Оркестре Люцернского фестиваля, в Люцернском симфоническом оркестре и других.
«Она прекрасный музыкант, но ещё покорила меня тем, что наряду с европейскими корнями в ней присутствует менталитет моей Родины. А это в Европе редкость. Я с удовольствием её представил на сцене «Астана Опера», и она произвела неизгладимое впечатление на казахстанскую публику как музыкант. Я этому очень рад! Нас с ней связывает не только личная симпатия, но и большая любовь к музыке», - заключил Эльдар Сапараев.
Автор: Жадра Жулмухаметова
Джерело: Bnews.kz
|