Евгения Басалаева: «Муж играл на скрипке Паганини, я — на рояле. Вдруг будто кто-то незримый коснулся моих плеч!» | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Евгения Басалаева: «Муж играл на скрипке Паганини, я — на рояле. Вдруг будто кто-то незримый коснулся моих плеч!»
Басалаєва Євгенія Олександрівна
Евгения Басалаева: «Муж играл на скрипке Паганини, я — на рояле. Вдруг будто кто-то незримый коснулся моих плеч!»
Выдающемуся скрипачу, дирижеру исполнилось бы 75 лет
19 липня 2016, вівторок
Поширити у Facebook

Народный артист Украины Богодар Которович — единственный в Украине музыкант, который был удостоен чести дважды играть на скрипке Никколо Паганини работы мастера Гварнери дель Джезу. Это были исторические концерты. В 1999 году Богодар Которович играл на легендарном инструменте в Колонном зале имени Лысенко Национальной филармонии Украины и в Национальной опере имени Тараса Шевченко.

Скрипку, которую называют «вдовой Паганини», доставили самолетом из Генуи в Киев. Раритетный инструмент сопровождали четыре карабинера, музейная хранительница и мэр этого знаменитого итальянского города. И как только Богодар Антонович взял скрипку в руки, начали происходить мистические вещи…

Об этом и о том, каким человеком был знаменитый скрипач, «ФАКТАМ» рассказала вдова Богодара Которовича — народная артистка Украины известная пианистка Евгения Басалаева.

— Евгения, ваш муж Богодар Которович рассказывал мне, что когда играл на скрипке Паганини, ему казалось, будто кто-то музицирует… за его спиной. Вы, выступая тогда с ним в дуэте, тоже слышали эти звуки?

— Расскажу все по порядку. Когда скрипку привезли в филармонию, Богодар репетировал на ней. После репетиции муж мне сказал: «Знаешь, Женя, удивительно, но я разочарован. Скрипка звучит не так, как я ожидал». Я тоже призналась, что ее звучание не произвело на меня особого впечатления. И пошутила: «Возьми свою, сыграй на ней и скажи, что это скрипка Паганини». Богодар посмеялся и сказал: «Ну что ж, придется играть как играется».

А дальше, еще до нашего выступления, начали твориться невероятные вещи. Проходя в фойе филармонии мимо карабинеров, охранявших инструмент, я увидела круживших над ним трех маленьких не то бабочек, не то мушек… В природе я таких никогда не встречала — они напоминали тополиный пух. Только потом хранительница скрипки мне призналась, что перед концертом эти насекомые всегда появляются и кружатся над скрипкой. Даже зимой!
Но на этом мистика не закончилась. Наше с Богодаром выступление начиналось с потрясающей сонаты Баха — мощной, бурной. И знаете, что меня удивило? Скрипка звучала совсем иначе, чем во время репетиции. Это было звучание невероятно богатого колорита. Словно не одна скрипка, а несколько! Сидя за фортепиано, я даже обернулась, чтобы удостовериться, действительно ли в руках у Богодара скрипка Паганини. Да, это была она. Ощущение от ее звучания было поистине неземное. А когда мы играли вторую часть сонаты, вдруг будто кто-то незримый ладонями коснулся… моих плеч. Я невольно обернулась. Но на сцене, кроме нас с Богодаром, не было никого!

— Вы испугались?

— Страха не было. Только вопрос: кто мне мешает? Богодар тоже почему-то оглянулся назад, будто желая кого-то от себя отогнать. Мы доиграли первое отделение. Раздались бурные аплодисменты. А за кулисами Богодар спросил меня: «Женя, кто это играл?» Я уточнила: «Где?» А он продолжал: «Мне кто-то постоянно мешал!» Я тоже поведала ему, как будто ощутила прикосновение чьих-то рук на своих плечах и что слышала несколько «параллельных» тактов. «Может, это Паганини спустился к нам?» — пошутил муж. А потом спросил своих оркестрантов, не играл ли кто-то из них за сценой во время его выступления. Ему ответили, что никто этого не делал.

— Удивительно!

— Со скрипкой Паганини много интересного связано. Хранительница легендарного инструмента рассказывала нам, что, если долго не играть на скрипке, она выходит из строя. Поэтому один раз в неделю в музее музицирует скрипач. И добавила: «Знаете, выступления Никколо Паганини всегда проходили с аншлагами. За время же моей работы давно не было такого концерта, как ваш. Быть может, скрипка „вспомнила“ времена своего триумфа?»

— А когда вы выступали в Национальной опере, мистика повторилась?

— Нет, ничего такого не было. Но вскоре после этих двух концертов у мужа на руке два пальца потеряли чувствительность. Мы обращались к специалистам, однако улучшений не было. Играть на скрипке Богодар уже не мог. Эти два концерта (а также выступление в Московской консерватории, которую он закончил, и в Польше, на территории которой родился) стали словно прощальными.

В дальнейшем Богодару пришлось заняться дирижерской деятельностью. Кроме того, у мужа начались депрессии. В искусстве набирала обороты коммерциализация. Чтобы иметь возможность заниматься творчеством, организовать гастроли, приходилось постоянно искать спонсоров. А это для артиста муки ада.

Знаете, в 1993—1994 годах мы работали в Сиднейской консерватории, нам предлагали контракт в Австралии, приглашали остаться и в Лондоне. Но мы вернулись в Украину. Сколько фестивалей и конкурсов провели за свои средства, которые заработали за границей! Богодар очень переживал за судьбу нашей культуры.

— Как вы познакомились с Богодаром Антоновичем?

— Это произошло, когда я училась в консерватории, а он преподавал. Я была лауреатом музыкальных конкурсов, и однажды Богодар Которович пригласил меня выступить на «огоньке», посвященном 8 Марта. Потом было еще несколько совместных выступлений. После окончания консерватории в 1987 году я стала работать в его классе. За несколько лет мы воспитали множество лауреатов международных конкурсов. Ухаживать за мной Богодар стал после того, как развелся с первой женой. А поженились мы в 1991-м. Нас соединило творчество, мы были родственные души.

— Скажите, какие черты Богодара Антоновича вас больше всего привлекали?

— Он был очень добрым и интеллигентным человеком. Конечно, поражал его талант. А еще я ощущала себя с Богодаром как за каменной стеной.

— Слышала, что ваш супруг был гурманом.

— Ему нравилось пробовать экзотические блюда, поэтому очень любил ходить в рестораны. Когда мы бывали на гастролях, выбирал уютные заведения, с красивой панорамой, хорошей кухней. Вспоминаю, как в Париже он пригласил меня на ужин в ресторан на Эйфелевой башне: «Будем любоваться вечерним Парижем и закатом солнца».

Богодар очень любил наблюдать закаты. Особенно когда мы оказывались на море. Вечером всегда шел плавать. А я, напротив, люблю смотреть, как солнце встает. У каждого из нас свое философское восприятие этих явлений. К слову, Богодар много читал Библию. И любил размышлять о жизни. Говорил, что она — суета сует, хотя на самом деле все очень просто, когда приходишь к Богу…

— Кстати, у вашего мужа редкое имя — Богодар.

— Он из верующей семьи. Дед мужа был священником. А почему ребенку дали такое имя? Он был у матери долгожданным. И когда на свет появился сын, она сказала: «Это Божий дар!» А через несколько лет родила еще одного мальчика — Олега. Мама умерла, когда Богодарчику было 13 лет, а Олегу — четыре годика. Воспитывал их отец. К слову, в свое время он закончил Праж­скую консерваторию. А второе образование получил инженерное. Был активным общественным деятелем, создавал хоры и сам хорошо пел.

— Какой подарок мужа особенно дорог вашему сердцу?

— В 1998 году Богодар был членом жюри международного конкурса имени Чайковского в Москве, а меня пригласили туда в качестве почетного гостя. Поездка совпала с моим днем рождения. Помню, как утром 28 июня я проснулась и муж подарил мне огромный букет алых роз. А вечером на фуршете, где собралось много известных музыкантов, три официанта вынесли для меня невероятно красивый торт в виде рояля с клавишами из белого и черного шоколада и крышкой, декорированной цветами из безе. Этот подарок Богодара мне никогда не забыть.

— А вы какие подарки дарили мужу?

— Богодар любил полевые цветы, которые напоминали ему детство. Васильки, ромашки… Но больше всего ему нравилась лаванда. Он обожал лавандовую воду. И я ее часто дарила ему на дни рождения. Даже на кладбище у него растет его любимая лаванда.

— Как Богодар Которович обычно отмечал свой день рождения?

— Он не любил его праздновать. Считал, что человек приходит в этот мир один, поэтому в день рождения хорошо побыть в одиночестве. Но я все равно готовилась, приглашала гостей. Мой день рождения 28 июня он любил отмечать мощно. Может, поэтому на свой — 3 июля — его уже не хватало.

— В 2007 году, когда я брала у Богодара Антоновича интервью, он рассказывал, что живет один, снимает квартиру. Вы развелись?

— Нет. Как я уже говорила, кроме проблем с пальцами после игры на скрипке Паганини у мужа начались частые депрессии. Какое-то время он решил пожить отдельно — творческим людям иногда нужно побыть в одиночестве. Но при этом мы все равно были вместе: отмечали праздники, общались, ходили на литургии в храм. Во Владимирском соборе у Богодара любимой была икона святого Николая. Он ставил возле нее свечечку и молился. А когда в последнее время чувствовал себя неважно, просил это делать меня.

— Богодар Которович умер на следующий день после своего 68-го дня рождения — четвертого июля. У вас были какие-то тревожные предчувствия?

— Нет. 29 июня я с 16-летним сыном Антоном находилась в Крыму на открытии выставки. Уехали мы на четыре дня. А шестого числа муж собирался ложиться в больницу, чтобы поправить здоровье. Третьего июля мы с сыном поздравили Богодара с днем рождения по телефону, поговорили. Я сказала, что через день выезжаем в Киев. А четвертого утром вышли с Антоном на берег моря. Небо было безоблачное, чистое-чистое. Ничто не предвещало беды. Вернувшись в номер, стали потихоньку собираться. И вдруг звонок. «О, папа звонит!» — сказал Антон. Взял трубку: «Папа, папа, привет!» И вдруг в ответ услышал незнакомый голос: «Ваш папа умер…» Все произошло так неожиданно. Богодару стало плохо с сердцем на лестничной площадке, он упал. И все… Приехала скорая помощь, но спасти его уже было невозможно. Это был страшный день в нашей с сыном жизни.

— Что бы вы сказали своему мужу сегодня, если бы он мог вас услышать?

— Иногда я чувствую, будто Богодар рядом, ощущаю его энергетику, то, что он нам с Антоном помогает, поддерживает нас. Наш сын учится в Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского по классу скрипки. Кроме того, сегодня он один из ведущих молодых рок-гитаристов в Украине. Думаю, отец сегодня им гордился бы. Нам с сыном очень его не хватает. Я часто мысленно говорю: «Богодар, я люблю тебя!»


Автор: Ольга СМЕТАНСЬКА
Діячі мистецтв: Євгенія Басалаєва
Навчальний заклад: Національна музична академія України ім. П.І. Чайковського
Джерело: Факти



Інші:

"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
“До перемоги”
Як народжується музика?
“Тримаємо культурний фронт”
      © 2008-2024 Music-review Ukraine