Суперзвезда мировой оперной сцены - Елена ОБРАЗЦОВА | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Суперзвезда мировой оперной сцены - Елена ОБРАЗЦОВА
Суперзвезда мировой оперной сцены - Елена ОБРАЗЦОВА
Интервью с Дмитрием Гордоном
25 липня 2014, п'ятниця
Поширити у Facebook

Елена ОБРАЗЦОВА— Вы не только народная артистка Советского Союза, но еще и Герой Социалистического Труда — деятелям искусств это наивысшее в СССР звание крайне редко присваивали...

— Когда я его получила, по дороге Раневскую встретила. Она спросила (басом): «Что это ты такая веселая?». — «Да вот, — ответила, — Героя Соцтруда дали». Фаина Георгиевна вздохнула: «А! Мне-то до Гертруды не дожить» (смеется). Гертруда...

— Вы же еще лауреат Ленинской премии, выше которой в Союзе не было...

— О том, что на Ленинскую премию меня выдвинули, первый муж мне в Нью-Йорк написал, где я тогда пела. «Знаешь, — ответила, — даже не переживай, потому что все равно не дадут» — и вдруг дали.

— Ну вы же Лена, и премия Ленинская — все, по-моему, закономерно...

— Ну да! — именно потому и дали...

— Вы столько регалий имеете, столь­ко заслуг, а богатой вас сегодня назвать можно?

— Нет, и когда ге­неральный директор Михайловского театра господин Кех­ман у меня спрашивает: «Что это у те­бя всегда денег нет?», отвечаю: «Потому что никогда не воровала».

— Да и где можно было певице украсть?

— Вот именно, и украсть было нечего, и потом, раньше все деньги государст­ву я отдавала, о чем совершенно не жалею.

— Госконцерту не­бось все гонорары оставляли?

— Да, просто мешками носила.

— Полмешочка при­прятать никогда не хотелось?

— Нет — мне все время казалось (я же дура), что это на больницы, на детские дома идет, и потом сама себе объяснение такое придумала: «Вот никогда Божий дар продавать не буду — Бог дал, а я ему отрабатываю», поэтому и не стра­дала.

— Думали, на детские дома, а шло на ракеты...

— Ракеты тоже неплохо — хуже, когда сыновья членов Политбюро в Африку на львов охотиться ездили.

Серьезно? В советское время?

— Ну да, а потом еще одна вещь меня ранила... У нас же тогда зимой ни огурцов, ни помидоров никаких не было, и я, когда на банкеты во Дворец съездов приходила, всегда парочку помидорчиков в сумочку складывала и дочке своей несла, но очень тяжело это переживала.

— Кому рассказать? — сюрреализм ка­кой-то... Тогда многих выдающихся ваших коллег на Запад активно сманивали, анекдот даже ходил: «Что такое Малый театр? Это Большой театр после зарубежных гастролей»...

— И меня тоже сманивали, какие-то замки подарить предлагали, дворцы, но жить без России я не смогла бы и никогда бы ее не оставила. Когда дочка моя за границу уехала и счастливо там 15 лет обреталась, я удивлялась и страшно в душе возмущалась, хотя, конечно, никогда ничего ей не говорила, и вот они с мужем и моим внуком три года назад сюда, наконец, переехали.

— Поразительное поколение! Евгения Семеновна Мирошниченко сокрушалась: «Ах, почему я, ну ладно на Западе — в Москве не осталась?», а потом говорила мне: «Но я же с улицы на улицу переехать не могу, для меня это трагедия»... Вы когда-нибудь о том, что на Западе якорь не бросили, сожалели?

— Никогда, потому что больше нигде жить не смогла бы. Здесь по улице иду, вижу старуху и все про нее знаю, или мальчишку какого-то встречу, и мне уже ясно, из какой он семьи, что думает, куда путь держит, — мне все тут понятно!

— Вы с Рудольфом Нуреевым близко дружили — когда на Западе он остался, вам было его жаль или, наоборот, за него порадовались?

— А почему его надо было жалеть? — он поехал туда, где мог с балетмейстерами замечательными работать, в луч­­ших театрах мира танцевать. Нуреев был гениальный танцор, гениальный актер, хотя и от­вра­тительный, совершенно жуткий характер имел — вспыльчивый был, вздрюченный, просто сумас­шедший.

— Когда уже невоз­­­вращенцем он стал, вы с ним виделись?

— Да, конечно.

— Это страдающий был человек или благополучный, довольный?

— Да, Рудик страдал, но не из-за того, что из России уехал, а потому что связи оборвались, — ему очень хотелось знать, что у нас происходит.

— При этом в деньгах и в славе Нуреев купался?

— Да.

— И все это утраченной Родины ему не заменило, от ностальгии не излечило?

— Увы. Здесь ругали его, во всех грехах обвиняли, но он, между прочим, никаких интервью против Родины никогда не давал, о трудностях ее не говорил, и первый вопрос при встрече всегда у него был такой: «Лена, как там у нас?».

Я не забуду, как у него мама ослепла, которую он с тех пор, как уехал, не видел, и Рудик хотел ей операцию сделать. «Ты, — говорил мне, — такая в России великая, тебя там все любят: ну сходи, попроси, чтобы маму сюда отпустили, — ее про­оперируют, и она в Уфу вернется», и я в КГБ пошла — можешь себе представить? Меня генерал какой-то там встретил, я ему долго рассказывала, что в том, что мальчик уехал, мама не виновата, что нужно ненадолго ее отпустить. Дядька этот темнил все, темнил, а потом сказал: «Вы знаете, Елена Васильевна, я вам своими делами советую заниматься, петь, а остальное нам предоставьте. Надеюсь, что больше мы не увидимся»...

— Кошмар!

— Когда я по коридору обратно шла, дрожь меня била. Так ничего и не получилось — маму не отпустили, операцию не сделали, и потом, уже при Горбачеве, когда она умерла, Нурееву только на два дня приехать позволили. Он даже похоронить маму не смог, потому что на третий день остаться не дали.

— Вы и с Галиной Улановой, я знаю, дружили...

— Очень — я ее обожала, и она исключительно нежно ко мне относилась.

— Незаурядная личность была?

— Изумительная совершенно, и тоже не от мира сего: ходила по театру, как тень, — тихо-тихо. В Германии (не помню уже, в каком городе, — там Большой гастролировал) Галина Сергеевна приходила, одними губами, беззвучно, шептала: «Леночка, пойдемте в парке погуляем», и мы по дорожкам бродили. У меня даже фотографии очень красивые есть: мы на каких-то уток смотрим, которые там плавают... Уланова никогда о театре не говорила — только о природе, о литературе: о художниках мы с ней беседовали, о поэзии, которую она так любила.

«ТЕТКА КАК РЯВКНЕТ: «АХ ТЫ БЕССТЫЖАЯ БАБА! ЛЮДИ ГОДАМИ В БОЛЬНИЦАХ ОТ БОЛИ КРИЧАТ, А ТЫ ШЕСТЬ ЧАСОВ ПРООРЕШЬСЯ, И ВСЕ ПРОЙДЕТ...»

— Папа часто вам пов­торял: «Никогда не будь примадонной — они все дуры»...

— Это правда.

— Отцовского наказа ослушаться не рискнули?

— Нет (улыбается), не получилось.

— Тем не менее иной раз в примадонну поиграть хочется?

— Ну, иногда случается, что нужно вид неприступный сделать, а так я тетка нормальная.

— Вы даже мысль своего отца осо­временили, когда воскликнули: «Сейчас собаке негде пописать — на каждом углу звезды: все великие и все дутые»...

— Знаешь, когда чего-то человеку не хватает, он имидж создавать начинает: ему что-то особенное надо надеть, нечто этакое сказать, головку повернуть со значением, причесаться так, чтобы все ахнули, а когда он состоялся, чего придумывать-то?

— Вам никогда поплакаться, посетовать на судьбу не хотелось?

— Такое желание один случай отбил. Я уже знаменита была, но место в спальном вагоне еще мне не полагалось и в купе ездила. Однажды по пути из Москвы в Питер попутчики стали о жизни меня расспрашивать, и я трудности описывать начала: дома бываю редко, с мужем и дочкой вижусь мало, перед каждым выходом на сцену переживаю, все время нервы, а рядом дядька с жуткими руками сидел. Я еще подумала: «Ой, какой страшный! — как же мы спать ляжем?», и вдруг он меня прервал: «Чего жалуешься? — а в каменоломнях, как я, работать не хочешь?».

Это наука на всю жизнь была, и еще один урок я получила, когда мне уже всякие награды и премии дали... Меня к Четвертому управлению Минздрава на Сивцевом Вражке тогда прикрепили, а у меня с шести лет дикие мигрени были, адские! С голодухи, как я понимаю...

— Они хоть прошли?

— В 50 как рукой сняло, и все благодаря истории, которую и хочу рассказать. При­шла, значит, здоровущая бабища в палату, которая уколы делала...

— ...с большим шприцем небось...

— ...я причитаю: «Ой! Такие боли! Никогда ничего плохого людям не делала — за что ты, Господь, меня так наказываешь?», а эта тетка как рявкнет (басом): «Ах ты бесстыжая баба! (Я с дивана чуть не упала. — Е. О.). Скажи: «Господи, спасибо, что только это», и всегда, когда тебе плохо, когда что-то нехорошее с тобой случается, эти слова повторяй — в любой момент может быть еще хуже. Люди годами в больницах от боли кричат, а ты шесть часов про­орешься, и все пройдет». Стала я так говорить, и мигрень за год прошла.

— Когда вы, потрясающим голосом обладающая и в искусстве все понимающая, по телевизору на распиаренных фанерных звезд смотрите, какие у вас возникают мысли?

— Да никаких, в общем-то (смеется).

— Хороший ответ...

— И так все понятно.

— Вы упомянули, что Мария Каллас потеряла голос, когда миллиардер Онассис на Жаклин Кеннеди женился, а у вас были моменты, когда голос вдруг уходил?

— Нет, было другое — я плохо пела, когда в Альгиса влюбилась и с первым мужем разводилась, когда Ленка ушла. Для меня это была трагедия, и, конечно, на голосе сразу все отразилось.

— Будучи в зените славы, вы с велосипеда упали и прак­тически на пять лет зрение потеряли...

— Да, почти ничего не видела — ножкой пол щупала. Альгис за ручку меня водил и говорил: «Осторожно, ступенька!».

— Как же вы восстанавливались?

— Никак. Сложность состояла в том, что наизусть ничего никогда не знала — всегда подсказки себе на бумажках писала, всюду приколотых, и вот буквы становились все больше и больше, до двух сантиметров дошли, но это не помогало...

— А как же по сцене темной ходить?

— Ну, это еще ничего — самое главное, что я дирижера не видела. Вот это была радость, потому что не я под них пела, а они под меня подстраивались, — я говорила: не вижу!

Зрение мне испанский доктор Барракер, замечательный врач-офтальмолог, вернул. Две операции он мне сделал: одну в понедельник, вторую в субботу, и через неделю я вдруг не просто какую-то тень увидела, а птичку, перышки серенькие и беленькие, рисунки на них: почему-то это мне очень запомнилось. Я в счастье была — ходила и, как маленькая, надписи вдали все читала. Знаешь, как дети, когда начинают буквы учить, вывески, объявления все читают? — вот и я детство свое вспоминала, улицы, из окна троллейбуса когда-то увиденные.

— Несколько лет назад квартиру у вас обокрали...

— Ой, это черная полоса в жизни была. Сначала дачу обчистили, затем я руку сломала, Альгис тяжело заболел... После этого угнали машину, обокрали квартиру...

— ...Боже!..

— ...а потом умер Альгис — все это в один год случилось, но я Боженьке экзамен на пятерку сдала. Когда обокрали квартиру, я подумала, что, если бы это, допустим, у соседки произошло, посочувствовала бы ей: «Ой, бедная тетя Маня!», и себе я сказала: «Бедная ты, Леночка! — у тебя это было, а теперь кого-то еще будет радовать».

— Много вынесли?

— Да все, что можно было (смеется).

— С войны, я знаю, у вас талисман есть — какой?

— Маленький собачонок Бобка — когда мама еще беременная была, она его мне купила. Бобка очень хорошенький был, мохнатенький такой — это была моя единственная во время войны игрушка, и когда более-менее деньги появились (это уже во взрослом состоянии случилось), я стала отовсюду игрушки тащить. На этой почве у меня псих: не могу мимо магазина пройти, чтобы еще одну не купить, причем обязательно что-то в этой игрушке должно быть хорошее, я это «с выражением на лице» называю. Когда мягким зверьем по уши завалилась, два громадных полиэтиленовых мешка взяла, туда все сложила и в детский дом отнесла, прямо по дороге на дачу его нашла. Прихожу, ребятишки спят... «Разбудите их, — воспитателей попросила, — сама им хочу отдать».

Мальчишки все самые большие игрушки забрали, а вот девчонки — маленькие, и когда во второй детский дом я пришла, тоже по дороге на дачу расположенный, то же самое произошло: почему так, интересно?

— Я никогда наши ночные ресторанные посиделки с вами, а также с Виктором Степановичем Черномырдиным, Зурабом Соткилавой и Маквалой Касрашвили не забуду — это в Киеве после блестящего вашего концерта было, и я поразился тогда, с каким мастерством вы анекдоты рассказываете...

— Ой, я их обожаю!

— Можете сейчас какой-нибудь из последних вам полюбившихся вспомнить?

— Не, у меня все неприличные, но я люблю, чтобы они с изюминкой были и при этом не пошлые.

«СНАЧАЛА УМЕРЕТЬ Я ХОЧУ, А ПОТОМ УЖЕ ПЕТЬ ЗАКОНЧИТЬ, А МОЖЕТ, БОГ ДАСТ ЕЩЕ НА НЕБЕСАХ, НА ТОМ СВЕТЕ НЕМНОЖКО ПОПЕТЬ»

— Вы собачек, я знаю, любите...

— О да! — у меня настоящее собачье царство: сейчас четыре той-пуделя живут, а была еще большая пуделиха одна, но не­сколько лет назад умерла. Мне ее в Новосибирске на концерте, где я О Mio Babbino Caro с ля-бемолями пела, в корзинке с цветами подарили, и когда очередной ля-бемоль я брала, чуть эту корзинку не уронила, потому что оттуда вдруг «аха-а-а» послышалось. Там маленькая собачулька сидела — мы ее Дашкой назвали, и она очень много лет в любви прожила и в счастье.

Очень смешная история с ней приключилась... Из Новосибирска мы в Алма-Ату поехали, там меня в шикарный отель для всяких бонз поселили, и, конечно, Дашка на красивый ковер небесного цвета написала. Я все утро его терла, терла — отмыть не могла, Альгис проснулся, тоже тер, тер, тер, а потом уборщица вошла и руками всплеснула: «Да что вы стараетесь-то? — лет пять уже этому пятну» — мы так смеялись.

— Это правда, что у одной из ваших собачек даже пропуск в Большой театр был?

— Ничего подобного. Я должна была в Мадриде в Королевской опере «Пиковую даму» с Доминго петь: приехала туда с Кармен — старшую девочку так зовут, а вахтер не пускает. «Но это же как ребенок мой, я не могу собаку оставить, она будет плакать, — говорю. — Мне что, усыплять ее? Что за дурость такая? Либо я с ней ходить буду, либо контракт разорву и уеду». Наконец, пустили меня, но строго-настрого предупредили: «На завтра бебиситтера ищите, пожалуйста».

Все пять часов, пока репетиция шла, Кармен в шубке тихохонько у меня просидела, голову положив на лапки. Режиссер поинтересовался: «А что это она такая спокойная?», а я в ответ: «Она с детства привыкла. Когда у меня концерт, в кресло ее в кулисах сажаю, и там она слушает». — «И не прибежит к вам?». — «Нет». — «А может Графиня в Летний сад выйти с собачкой?». — «Да запросто», — говорю, и на следующий день пропуск в Королевскую оперу мне выписали, где было «Елена Образцова» указано, и второй пропуск протягивают. «А это что?» — удивилась. Смотрю, а там: «Кармен Образцова, артистка» — очень смешно было.

— Роды у Кармен, говорят, вы принимали лично...

— Да, и это страшно было — неандертальцем себя чувствовала, потому что не знала, чего куда тащить, где хватать, к тому же после родов что-то еще выскочило... Думаю: то ли обратно запихнуть, то ли вытаскивать — в общем, по наитию все это делала.

— Сколько щеночков на свет появилось?

— Тогда Мюзетта одна родилась, а вот она пятерых ребятишек уже принесла. У нее супруг очень красивый был мальчик — белый пудель (мои-то предыдущие все черненькие). Дома его звали Павлик, а вообще-то он фон-бон Караян и еще что-то — голубых, одним словом, кровей. У Мюзеттки я тоже роды принимала — ее сынок Мишель теперь мой возлюбленный, а потом он любовью с бабушкой занимался и с мамой.

— Сплошной инцест...

— Ужас! Парнишка у нас такой, но мне сказали, что у собачек только с братьями и сестрами любовью заниматься нельзя.

— Слава Богу!

— Не говори! (Смеется).

Монтсеррат Кабалье до сих пор на сцену выходит, правда, слово «выходит» в данном случае не очень уместно — как вы считаете, это правильно?

— Думаю, что для музыки этого делать не надо, но для певицы... Так сложно сцену оставить... Я, например, тоже до сих пор выхожу, а ведь мне уже 75 лет.

— А кто даст?

— Тем не менее еще пою, и прилично. Недавно концерт в Малом зале консерватории у меня был: вот какую-то энергию Боженька дал — как молодая, пела. Новую программу Листа исполнила, французскую музыку мою любимую, но вот так, с огромным трудом, на трость или руку опираясь, выходить и петь плохо я бы, наверное, все-таки не решилась.

— На сцене Большого появиться сегодня еще можете?

— А я до сих пор «Пиковую даму» пою, и не только в Большом и Михайловском театрах, а по всему миру — сейчас вот опять «Пиковая» у меня будет.

— С возрастом голос хуже становится?

— Да, безусловно — менее ярким по окраске, меньше обертонов имеет, да и просто слабеет. Надо еще знать, как уходить: какую музыку можно петь, а какую не надо.

— Примеров, когда с возрастом голос лучше становился, вы не знали?

— Увы.

— Науке эти случаи...

— ...(вместе) неизвестны...

— Вы до сих пор по не­ско­льку часов в день репетируете...

— Да, это правда — недавно вот спеть в Большом оперу «Руслан и Людмила» пыталась, так репетировали по шесть часов: три утром и три вечером.

— Это же физическая нагрузка какая...

— Безумная!

— И вы, стоя на ногах, вы­держиваете?

— Сейчас, в моем возрасте, это очень тяжело, я даже потом попросила, чтобы только утром или только вечером оставили, а в «Ла Скала» мы, когда молодые были, по девять часов репетировали: с девяти до 12-ти, потом с трех до шести и с девяти до полуночи. Зато дирижер мне не нужен был — друг друга мы хорошо знали и чувствовали, и певцы одной семьей были, одним организмом.

— «О чем вы мечтаете?» — спросили у вас журналисты. «Сначала умереть, а потом перестать петь», — ответили вы...

— По-прежнему так хочу — сначала умереть, а потом уже петь закончить, а может, Бог даст еще на небесах, на том свете не­множко попеть.

— В то, что тот свет есть, верите?

— Я абсолютно в этом убеждена!

— Лучше нету того света...

— Я даже придумала, что такое для меня ад и рай — в том мире, куда люди уходят, наши души, мне кажется, станут прозрачными, друг про друга все будут знать все, и если человек светлым и добрым был, там ему будет уготован рай, а если подонком был и поганцем, ждет его ад.

— Мне с вами так хорошо было, что расставаться не хочется...

— И мне с тобой...

— Попрошу-ка я вас напоследок экспромтом что-нибудь спеть...

— Вот уж не ожидала (смеется). Правда, да? Не знаю, смогу ли сегодня, но можно попробовать (поет):

На улице дождик
Землю поливает.
Землю поливает,
Брат сестру качает.
Ой, люшеньки-люли,
Брат сестру качает...
Вырастешь большая,
Отдадут тя замуж.
Отдадут тя замуж
В деревню чужую...
Ну вот...

— Как грустно...

— А можно и так (на итальянском поет): «Vorrei baciare i tuoi capelli neri» — «Я хотела бы целовать твои волосы черные...»!

— Браво, Елена Васильевна, браво!


Автор: Дмитро Гордон
Джерело: www.bulvar.com.ua



Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
78.jpg