Тайны Львовской филармонии | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Тайны Львовской филармонии
Сивохіп Володимир
Скорик Мирослав Михайлович
Тайны Львовской филармонии
Недавно филармония приоткрыла завесу - сюда начали водить экскурсии
7 лютого 2013, четвер
Поширити у Facebook

Обычно зрители, которые приходят на концерты во Львовскую филармонию, видят только то, что можно, — гардероб, фойе, зрительный зал и сцену. То, что творится за кулисами, остается тайной. Недавно филармония приоткрыла завесу — сюда начали водить экскурсии. Здание на ул. Чайковского, 7, в котором с 1962 года находится храм классической музыки, построили около ста лет назад. Первые полстолетия тут была консерватория (а филармония — в театре Скарбека, теперешнем драмтеатре им. Заньковецкой).

Львівська обласна філармонія ім. С. Людкевича. Фото: Сергій Пірієв

Гостей водят по всем этажам, разрешают подняться на сцену и показывают святая святых — кабинет 74-летнего львовского композитора Мирослава Скорика. Скорик — легендарная личность в музыкальном мире. Внучатый племянник оперной дивы Соломии Крушельницкой, он написал оперу «Моисей», музыку к фильму «Тени забытых предков», а сейчас руководит Киевской оперой.

Визит за кулисы филармонии стоит 35—45 гривен. Следующая экскурсия планируется в конце февраля. Посетители экскурсии «Тайны львовской филармонии» имеют право на льготный билет на концерт.

Никаких мистический историй, которые нередко хранит закулисье театров, «Сегодня» не рассказали. «Призраков в филармонии за 23 года работы не встречал, хотя часто задерживался на работе допоздна, — улыбается директор Владимир Сивохип. — Разве что покажу, где семь лет назад видели последнюю филармонийную крысу». (Хотя, по словам директора, крысы здесь были «интеллигентные»: вели себя пристойно и инструментов не грызли, но грызунов все равно вывели.) Зато нам поведали веселые и печальные байки из жизни филармонии.

КАК ОРГАН ПОДМЕНИЛИ
Взгляды зрителей притягивают трубы органа. Но, к сожалению, этот инструмент тут только как декорация. «Когда в 1905 году проектировали здание филармонии, рассчитывали, что в зале будет стоять орган. Но тогда этого сделать не удалось. Поставить орган смогли только в 1929 году, — рассказывает историю органа заведующая научным отделом Музыкально-мемориального музея Соломии Крушельницкой Данута Билавич. — Тот орган, построенный львовской фирмой Рудольфа Хассе, имел 32 регистра и подходил к специфике этого помещения.

Он тут простоял до сороковых годов. Во время немецкой оккупации в помещении филармонии разместился немецкий госпиталь. Директору филармонии Василию Барвинскому удалось спасти библиотеку и инструменты. А вот орган существенно пострадал. Так поломанный он простоял до 1952 года, когда его и разобрали.

В то время проректором Львовской консерватории стал Арсений Котляревский, который прекрасно играл на органе, и по его инициативе инструмент из Доминиканского костела перенесли в филармонию, — продолжает Билавич. — Но тот орган был огромен для такого относительно небольшого помещения.

Чтобы поместить трубы, пришлось делать дырки в потолке и в полу. Часть органа находилась на сцене, часть — на чердаке и в подвале. Пульт и несколько регистров перенесли из лютеранской церкви Святой Урсулы, что в начале ул. Зеленая. Из-за перепада температур и влажности орган не очень хорошо звучал. Но Арсению Котляревскому удавалось справляться с ним.

В 1963 году этот орган устанавливал польский мастер Пшетульский, который одновременно чинил инструмент в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Он тайком снял пульт с нашего органа и отвез его в Мариинку, а во Львове поставил другой. Приказал сутки не прикасаться к органу, мол, чтобы подсохло. А сам эмигрировал в Польшу (ему как раз пришли документы на выезд). Когда через сутки музыканты попытались что-то сыграть, то оказалось, что их просто надули — орган больше не издавал ни звука.

КАК НЕМЦЕВ УГОЩАЛИ ГРИБОЧКАМИ «ПО-СКОРИКОВСКИ»
Когда Украина только стала независимой, во Львов впервые приехал немецкий ансамбль (это был коллектив «Решерш» из Фрайбурга). Музыкантов встретили в аэропорту, посадили в автобус «кубанец» (очень древний, ему было лет сорок). Эти «раритеты» использовали только в филармонии, чтобы возить артистов, и в похоронном бюро, чтобы возить покойников. Дверь там не закрывалась — ее нужно было держать за ручку, отопления не было, кресла ободранные, поролон вылез. Поселили их в общежитие, где вода была только с 6 до 7 вечера, и то холодная. После репетиции немецких артистов отпаивали горячим чаем и «до чаю».

«После концерта во Львове музыканты должны были ехать в Дрогобыч, — вспоминает директор филармонии Владимир Сывохип. — Немцы деликатно спросили: «А на чем мы будем ехать?». «Как на чем, — ответили им, — у нас есть прекрасный автобус, вы же его видели». Только теперь я понимаю, что означало это выражение лица музыкантов. Тогда я подумал, что это было удивление. На самом деле они были в отчаянии — ехать сто километров туда и сто назад по разбитой дороге в этой развалюхе. Зато концерт прошел очень хорошо.

А апогеем их пребывания во Львове должна была стать поездка в Карпаты, в село Дубына, в имение бабушки Мирослава Скорика, где часто бывала и Соломия Крушельницкая. Маэстро Скорик любезно отдал мне ключи от имения. Это был уже четвертый день пребывания немцев в Украине, и они уже почти ничему не удивлялись.

Мы легко приехали в горы на том же автобусе. А там я решил их накормить лесными грибами. Хотя уже лежал снежок, но мне удалось насобирать опят. И вот немцы смотрят, как я приношу непонятно что, мою, режу на сковородку, жарю с луком и ем (кстати, собирать и жарить грибы меня научил Скорик). Когда они поняли, что со мной все в порядке, я жив, то тоже попробовали грибочков.

Но и это не все. Когда музыканты уже улетали, то в аэропорту оказалось, что инструменты должны остаться в Украине. Оказывается, после прилета они их не задекларировали, и таможенник заявил, что это — собственность Украины. Но выход все-таки нашли. Дорогие инструменты можно было отправить как багаж в автобусе. И один из музыкантов сел в обычный рейсовый автобус, который ехал двое суток. Но что самое интересное — они еще не раз приезжали во Львов с концертами».

КАК СОЖГЛИ НОТЫ БАРВИНСКОГО
Меломаны могут постоять на месте, от которого аж мурашки по спине бегут, — месте, где в 1947 году были сожжены все произведения Василия Барвинского — знаменитого композитора, директора Львовской консерватории. Его арестовали, вывезли в мордовские лагеря, а все рукописи сожгли во дворе тогдашней консерватории, а теперь филармонии (теперь это переход между двумя помещениями). Вернувшись через десять лет из ссылки, до конца своих дней он пытался восстановить их по памяти.

Львівська обласна філармонія ім. С. Людкевича. Фото: Сергій Пірієв

КАК СКОРИК ПАРТИТУРУ СЛАЛ
В 2001 году во Львовской филармонии должна была состояться премьера нового произведения Мирослава Скорика — третьего концерта для скрипки с оркестром. Дата была уже назначена, заказаны и отпечатаны афиши. Но самого произведения еще не было. Сам маэстро в тот момент находился за границей и не успевал приехать. Зато солист Юрий Харенко уже прибыл из Америки и ожидал партитуру.

За несколько дней до премьеры в работу включился факс (он до сих пор стоит в одном из кабинетов филармонии). Медленно, где-то раз в час, он выдавал по странице партитуры. Ее тут же хватали нынешний директор филармонии Владимир Сывохип (тогда он был секретарем Львовского отделения Союза композиторов) и Юрий Харенко. Один, чтобы переписать и размножить, второй — чтобы выучить. Сначала приходил клавир для солиста, а потом — оркестровые голоса. Обычно факс размазывает текст. А тут, как по заказу, все чистенько. За два-три дня вся партитура была во Львове. Теперь факс хранят как реликвию.


Автор: Попович Маріанна
Фото: Сергій Пірієв
Композитори:Мирослав Скорик
Діячі мистецтв: Володимир Сивохіп
Концертна організація: Львівська обласна філармонія
Концертний зал: Концертний зал ім. С. Людкевича Львівської обласної філармонії
Джерело: Газета "Сегодня"



Інші:

Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
Змінив пуанти на армійські берці: згадаймо артиста балету Ростислава Янчишена
"Музичні вечори у будинку родини Мейтусів"
«Для мене дім – там, де серце» – Віктор Рекало, автор музики до балету про вимушену міграцію «Дім»
Як розтопити «Крижане серце»?
В Одеській опері відновили незвичайну виставу
Хмельницький фаховий музичний коледж ім. В.І.Заремби: 65 років від дня заснування
До дня Соборності: в Національній опері представлять всеукраїнський музичний проєкт
Як доктор мистецтвознавства став... диригентом
Досліджуємо славні сторінки бандурного мистецтва
На Волині в Горохові привітали з 80-річчям відомого композитора
Роман Орленко-Прокопович - ім’я між забуттям і легендами
“Пісні для України” з Лондона
“54 хвилини до Різдва”
Диск "Зимовий шепіт" від піаністки Віоліни Петриченко
Українські переклади лібрето світових опер в Україні
Військовий зі Львова випустив альбом фортепіанної музики, яку створив на передовій
Раду Поклітару - герой книжки
Сенсаційні знахідки та версії Трипільської культури - “ світової колиски”
У Львівській філармонії визначили переможців Конкурсу молодих вокалістів імені Сліпака
Концерт-реконструкція «Гай, Рожество!»
Сторіччя Балетної трупи Одеської опери
Харизматичний диригент українського походження, який втілив "американську мрію": хто такий маестро Леонард Бернстайн
"Вистави ще немає, але є кредит довіри": продюсерка Opera aperta про співпрацю з міжнародним фестивалем O.Festival
В Ужгороді відкрили мініскульптуру на честь графа Нандора Плотені
Понад 200 народних пісень: де шукають і кому співають солістки ансамблю "Антонівчанка" з Прилуччини
8 неочікуваних речей, що носять ім’я Шопена
Фридерик Шопен та Микола Лисенко: точки перетину
Згадуємо Миколу Колессу
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
120126_581.jpg