Стаття |
|
|
|
|
Соловей
Анатолий Борисович Соловьяненко
3 серпня 2016, середа
Поширити у Facebook
Критики называли Анатолия Борисовича великим тенором, шахтерским герцогом, украинским соловьем, искусству которого рукоплескали слушатели не только нашей страны, но и меломаны театра «Ла Скала», «Метрополитен-опера».
Свой актерский путь Анатолий Борисович начал поздно (в 30 лет). Когда он впервые вышел на оперную сцену Донецкого театра оперы и балета в партии Герцога в вердиевском «Риголетто», то был вполне сформировавшейся личностью. Соловьяненко, с блеском окончивший Политехнический институт, преподавал начертательную геометрию. Многие его студенты даже не догадывались, что их строгий педагог 10 лет разрывал свое сердце, занимаясь наукой (ему прочили карьеру ученого) и мечтая о сцене (ежедневно беря уроки вокала у Александра Николаевича Коробейченко). Впрочем, в концертах художественной самодеятельности Анатолий Борисович участвовал, но только очень близкие знали, что пение для Соловьяненко отнюдь не хобби, а потребность души. И когда ему представился шанс круто изменить свою жизнь, он решился на этот шаг. В ту пору были модными творческие отчеты областей в Москве. В таких концертах выступали профессионалы и аматоры. После номера А. Соловьяненко и публика, и представители Министерства культуры СССР были в восторге. Анатолию Борисовичу предложили поехать на стажировку в Милан, в театр «Ла Скала». Он, как губка, впитывал уроки по вокалу у знаменитого Дж. Барра.
Когда Соловьяненко вернулся на родину, ему предложили работать в Большом театре, но певец предпочел Киевскую оперу. Именно на этой сцене он создал свои лучшие партии: Андрея в «Наталке Полтавке», Ленского в «Евгении Онегине», Герцога в «Риголетто», Альфреда в «Травиате», Рудольфа в «Богеме», Самозванца в «Борисе Годунове», Марио в «Тоске», Фауста в одноименной опере Гуно и др.
У Соловьяненко был обширный камерный материал, в который входили произведения славянской и зарубежной классики, сочинения современных композиторов. Несколько программ включали украинскую народную музыку. Певец много гастролировал по всему миру. Но, однажды, после 28 лет премьерства в Киевском театре оперы и балета, Анатолия Борисовича вызвали в дирекцию и после той беседы Соловьяненко написал заявление об уходе.
— Вынужденный уход Анатолия Борисовича из Оперы был для него очень болезненным, — вспоминает Светлана Дмитриевна Соловьяненко, вдова певца. — От нанесенной ему раны муж так и не оправился. Артист, который своим творчеством прославил Украину, фактически оказался не нужен родному театру. А ведь он ради киевской сцены пожертвовал заманчивыми предложениями из разных театров, не эмигрировал за рубеж, хотя ему сулили фантастические гонорары. Анатолий Борисович всегда был патриотом свой страны. Считая, что украинские артисты являются творческими донорами ведущих оперных сцен мира. То, что после ухода из Оперы Анатолий Борисович не впал в депрессию, во многом заслуга руководства Национальной филармонии Украины. Ведь отлучить артиста от сцены — подобно перекрытию кислорода для человека. Муж признавался, что иногда, отправляясь на концерт в филармонию, шел дальше, и только пройдя квартал, понимал, что направляется в Оперу. Он не любил, чтобы его возили на спектакль в автомобиле, предпочитая пройтись, настраиваясь на выступление.
Он был в хорошей певческой и физической форме и с блеском это доказывал на каждом своем концерте. Его сольные программы всегда проходили с аншлагами. Он любил филармонический зал за прекрасную акустику, а самое главное — за возможность петь, творить и оставаться в профессии, без которой не мыслил жизни…
Автор: Сергій Ветров
Джерело: Украинский вибор
|