Гений и соавторство: обнаружены новые факты из жизни Моцарта | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Гений и соавторство: обнаружены новые факты из жизни Моцарта
Гений и соавторство: обнаружены новые факты из жизни Моцарта
1 лютого 2016, понеділок
Поширити у Facebook

"Ах, правда ли, Сальери…" А вот и неправда: Моцарт и Сальери были не врагами, а соавторами, как выяснил немецкий ученый.

Моцарт и Сальери в одной из театральных постановок

Антонио Сальери не повезло. Репутация у него прескверная - и незаслуженная. Сальери, одаренный композитор, отличный антрепренер и, к тому же, учитель Бетховена и Шуберта, никого не травил.

Давно доказано, что вовсе не отравление стало причиной, увы, трагически ранней смерти Моцарта. Многочисленные источники (письма, мемуары современников, театральные афиши) доказывают, что Моцарт и Сальери были если не близкими друзьями, то хорошими знакомыми, хоть и конкурентами.

И все равно: перед внутренним взором так и стоят кадры из знаменитого фильма Милоша Формана - завистливый престарелый "лузер" выносит смертный приговор юному гению (кстати, разница в возрасте между Моцартом и Сальери на самом деле составляла всего шесть лет). Едва ли очередная находка изменит отношение "общественного бессознательного" к Сальери, и тем не менее…

В канун 260-летия со дня рождения Моцарта (музыкальный гений всех времен родился под созвездием Водолея 27 января 1756 года) обнаружено очередное доказательство близких отношений между Сальери и Моцартом. На этот раз оба композитора выступают даже в качестве соавторов. Речь идет о кантате, которую рыцарь Людвиг Алоис фон Кехель (Ludwig Alois Ferdinand Ritter von Köchel) внес в свой знаменитый "Хронологически-тематический указатель всех сочинений Вольфганга Амадея Моцарта" под номером KV477а, пометив при этом как пропавшую. Парадокс заключается в том, что об этой кантате трубила вся венская пресса той эпохи, а вот ноты потерялись, казалось, бесследно.

И вот числившееся "без вести пропавшим" сочинение нашлось: правда, не полная партитура, а лишь издание текста, принадлежавшего перу легендарного либреттиста Моцарта (и, кстати, Сальери тоже) аббата Лоренцо да Понте. Однако к изданному в Праге тексту прилагается вклейка с образцами музыки! Из тридцати пышных строф, которыми разразился аббат да Понте, на музыку положены лишь четыре: первую строфу "озвучил" Сальери, музыку к двум следующим сочинил Моцарт, финал же написал некто Корнетти.

Открытие посчастливилось сделать немецкому музыковеду и музыканту Тимо Херману (Timo Jouko Hermann), специалисту по творчеству Сальери. Занимаясь изысканиями, связанными со своим героем, Херман, как водится, случайно обнаружил в музыкальном отделе Пражской национальной библиотеки среди списка либретто опер Сальери и его учеников запись, от которой у специалиста затряслись руки: "Приветствие выздоравливающей Офелии". Неужели речь идет о тексте кантаты 477а? И действительно, это было он! Да еще и с музыкой.

"Песня для мадам Сторас"

Занимательна сама история возникновения кантаты: соавторы создали ее осенью 1785 года, как сообщает газета "Венский листок", в качестве "радостной песни по случаю выздоровления мадам Стораче". Речь идет ни о ком ином, как о знаменитой певице Анне Стораче. Красавица итальянка выросла в Лондоне (из-за чего ее имя порою пишется как Нэнси Сторас) и вскружила голову не одному любителю бельканто. В частности, один из них, граф Цинцендорф (Karl von Zinzendorf), пишет о примадонне: "Привлекательная, чувственная фигура, прекрасная шея".

Говорили, будто у Стораче был роман и с Моцартом. Достоверно известно лишь то, что композитор восторгался ее вокальными и актерскими данными и именно "с прицелом" на Стораче писал партию Сюзанны в "Свадьбе Фигаро", которую та вскоре и исполнила. Известно также, что когда кайзер Иосиф Второй (Joseph II) прознал, что Стораче бьет муж, наглеца выдворили по высшему указанию за пределы Австрии.

1 июня 1785 года для Стораче стал реальностью страшный сон любого певца: прямо во время спектакля (характерным образом, речь шла об опере "Несчастные супруги", написанной братом певицы Стефано Стораче) Анне отказал голос. На его восстановление ушло около полугода, после чего певица вернулась на венскую оперную сцену к вящей радости всей музыкальной братии во главе с да Понте, Моцартом и Сальери. Кстати: "Офелией" в названии кантаты Нэнси именуется из-за того, что именно эту партию она должна была петь в опере Сальери "Пещера Трофония". Премьера также была отложена из-за болезни певицы.

Моцарт и Сальери на одной странице: на этой странице нотной вклейки мы видим конец сочиненного Сальери и начало строфы, положенной на музыку Моцартом

Куртуазные загадки и музыкальные расшифровки

Кто такой господин Коретти, значащийся третьим соавтором музыки, науке неизвестно. Учитывая, что в газетах того времени его имя выделено курсивом, можно предположить, что речь идет о псевдониме, под которым мог скрываться высокопоставленный поклонник певицы. В пользу этой догадки говорит и любительское качество музыкального текста.

Обнаруженные фрагменты музыки невелики, но, тем не менее, по ним можно в значительной мере восстановить сочинение или, по крайней мере, написать убедительную импровизацию на темы Моцарта и Сальери, дописав к ним партию генерал-баса, что для специалиста не очень сложно. Именно этим и занимается в настоящий момент Тимо Херман. Публикация восстановленной кантаты и ее исполнение назначены на февраль.


Автор: Анастасія Буцко
Джерело: Deutsche Welle



Інші:

Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
Змінив пуанти на армійські берці: згадаймо артиста балету Ростислава Янчишена
"Музичні вечори у будинку родини Мейтусів"
«Для мене дім – там, де серце» – Віктор Рекало, автор музики до балету про вимушену міграцію «Дім»
Як розтопити «Крижане серце»?
В Одеській опері відновили незвичайну виставу
Хмельницький фаховий музичний коледж ім. В.І.Заремби: 65 років від дня заснування
До дня Соборності: в Національній опері представлять всеукраїнський музичний проєкт
Як доктор мистецтвознавства став... диригентом
Досліджуємо славні сторінки бандурного мистецтва
На Волині в Горохові привітали з 80-річчям відомого композитора
Роман Орленко-Прокопович - ім’я між забуттям і легендами
“Пісні для України” з Лондона
“54 хвилини до Різдва”
Диск "Зимовий шепіт" від піаністки Віоліни Петриченко
Українські переклади лібрето світових опер в Україні
Військовий зі Львова випустив альбом фортепіанної музики, яку створив на передовій
Раду Поклітару - герой книжки
Сенсаційні знахідки та версії Трипільської культури - “ світової колиски”
У Львівській філармонії визначили переможців Конкурсу молодих вокалістів імені Сліпака
Концерт-реконструкція «Гай, Рожество!»
Сторіччя Балетної трупи Одеської опери
Харизматичний диригент українського походження, який втілив "американську мрію": хто такий маестро Леонард Бернстайн
"Вистави ще немає, але є кредит довіри": продюсерка Opera aperta про співпрацю з міжнародним фестивалем O.Festival
В Ужгороді відкрили мініскульптуру на честь графа Нандора Плотені
Понад 200 народних пісень: де шукають і кому співають солістки ансамблю "Антонівчанка" з Прилуччини
8 неочікуваних речей, що носять ім’я Шопена
Фридерик Шопен та Микола Лисенко: точки перетину
Згадуємо Миколу Колессу
      © 2008-2024 Music-review Ukraine