Скрипач Вадим Борисов: Когда говоришь о Бахе, то понимаешь, что хорошей музыки очень много. Но он стоит над всеми | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Скрипач Вадим Борисов: Когда говоришь о Бахе, то понимаешь, что хорошей музыки очень много. Но он стоит над всеми
Борисов Вадим
Скрипач Вадим Борисов: Когда говоришь о Бахе, то понимаешь, что хорошей музыки очень много. Но он стоит над всеми
7 січня 2016, четвер
Поширити у Facebook

Рождественские дни киевские театры и концертные залы будут заполнены поклонниками самой разной музыки – благо время каникул и праздников дает возможность посетить не одно музыкальное мероприятие.

Особое место в их ряду занимает интересный проект, задуманный и осуществленный известным скрипачом, концертмейстером симфонического и камерного оркестров Национальной филармонии Украины, народным артистом Украины Вадимом Борисовым.

Музыканты, объединенные им, следуют подлинным традициям барокко, в эпоху которого была написана представленная музыка. К празднованию Рождества в эпоху позднего Ренессанса и барокко она звучала в католических и лютеранских соборах и поражает современного слушателя энергетикой, мощью, разнообразием, искренним ликованием.

Особенностью концерта является сочетание музыки и высокой поэзии, посвященной сюжету Светлого Рождества. Шедевры Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, Лины Костенко, Михаила Лермонтова, Афанасия Фета и других поэтов прочтет актер театра русской драмы им. Л.Украинки Артем Емцов. Концерт подготовил струнный ансамбль AMICORUM в составе Вадима Борисова, Виктора Иванова, Софии Грабовской, Янжимы Морозовой (скрипки), Инны Бутрий (альт), Артема Полуденного, Ольги Жуковой (виолончели), Антона Жукова (контрабас). Аутентическую близость старине усилит живое звучание двух клавесинов, на которых сыграют Наталия Фоменко и Елена Жукова.

Накануне концертов удалось поговорить с руководителем проекта, скрипачом Вадимом Борисовым.

Солисты – в угол

- Вадим Валерьевич, поздравляю вас с недавним присвоением звания народного артиста Украины. Этой высокой чести редко удостаиваются оркестровые музыканты. Вы – первая скрипка, концертмейстер двух известных коллективов: симфонического и камерного оркестров Национальной филармонии Украины. Популярны и как активный пропагандист музыки для небольших составов: квартетов, трио. Расскажите, пожалуйста, о предстоящем камерном рождественском концерте.

- В ближайшее время, 9-10 января, группой моих единомышленников – предстоит участие десяти человек – будет представлена музыка, исполнявшаяся на Рождество в Италии и Германии в эпоху барокко. Рождество – самое светлое и радостное время церковного года. Концерт называется Il Santissimo di Natale («Святое Рождество»). Это музыка конца ХVII – начала ХVIII веков. Прозвучат произведения композиторов Джузеппе Торелли, Франческо Манфреддини, Антонио Вивальди и Арканджело Корелли.

На моей памяти многолетнего оркестрового музыканта из этих партитур в нашем городе исполнялся только Корелли, и то очень редко. Возможно, это играли раньше, но мне об этом не известно. Банальная причина – отсутствие нот. Раньше невозможно было приобрести эти редкие ноты, хотя, возможно, исполнять их и было интересно. Сегодня появилась возможность раздобыть партитуры в интернете, и мы это сделали.

- Расскажите, пожалуйста, как попали в сборный международный проект «Симфонический оркестр YouTube»?

- В 2009 году интернет еще не был настолько массовым явлением, как сегодня. Но моя супруга обнаружила конкурс, объявленный в состав оркестра этого мирового интернет проекта, и подтолкнула меня участвовать в нем. Я прошел отбор и поехал в США. 96 музыкантов из 30 стран играли в Карнеги холле с дирижером Майклом Тилсоном Томасом, лауреатом восьми премий Grammy, и получили очень хороший опыт. Для меня он заключался в том, что я впервые понял, что такое настоящий оркестровый менеджмент. Как все организовывается – от библиотекаря до инспектора (или директора), который выходит и создает репетиционную атмосферу, состояние игры. Это очень серьезно. Расписывается все, что ты должен, что можешь и чего не можешь. Все это абсолютно регулируемо, естественно и хорошо.

Здесь у нас ничего этого нет даже отдаленно. Я понял, что такое менеджмент, что не все они меня любят и обожают, но создают атмосферу, вынуждающую тебя хорошо, с максимальной отдачей играть. Я ожидал, что соберутся хорошие музыканты, но что будет высочайшего уровня менеджмент – этот момент стал для меня открытием.

- Что важнее для значительного художественного результата – многолетняя, много репетиционная сыгранность оркестра, в котором участвуют музыканты разных уровней, или высокий профессионализм каждого музыканта, даже если, как в сборном оркестре YouTube’а, репетиций было мало?

- Лучше всего золотая середина. По мне, конечно, хорошо, когда есть живое начало. Когда люди адекватные, вменяемые, хорошего уровня музыканты, то они быстро находят общий язык. И даже если есть какие-то шероховатости, на которые не хватило времени, то они всегда прощаются, поскольку очевидно живое, естественное взаимодействие музыкантов между собой и возникает общение со слушателями. А если оркестр работает в постоянном составе много лет, то можно вспомнить слово «рутина», не вкладывая ни позитивного, ни негативного отношения к нему. Когда играешь произведение в сто пятидесятый раз, то скорее делаешь вид, что оно тебе интересно, нежели процесс исполнения вызывает живую эмоцию на самом деле.

- Последний концерт, который я слушала у оркестра Национальной филармонии – выступление в начале ноября с украинско-американским пианистом Павлом Гинтовым. Первый концерт Чайковского был мало сыгран и выглядел не самым удачным образом. А Четвертая симфония прозвучала замечательно. Здесь все было точно выверено, драматургия идеально рассчитана, кульминации, логика развития – оркестр дышал одним дыханием. Что важно, по-вашему, для дирижера – бешеная харизма, которая порой поражает, как это было у Стефана Турчака, или школа, выучка, расчет?

- Я много лет играю дважды в год еще в одном международном оркестре, базирующемся в Стамбуле. Его организаторы имеют возможность приглашать дирижеров разного типа, но очень хорошего уровня. Я получаю свежие впечатления, и меня они радуют. Знания, умение выстроить репетиционный процесс, а репетиций там обычно не много – 3-5 – должны быть сопряжены с эмоциями, темпераментом, музыкальностью, иначе они ничего не стоят.
Мне очень нравится, когда дирижер точно знает, чего хочет, и на первой репетиции, и на всех остальных. А не так, как иногда бывает: «вы мне сыграйте, а я подумаю, чего от вас можно добиться»… Когда дирижер осознает, к чему хочет прийти с самого начала, это очень организовывает музыкантов, не тратится впустую время. Профессия дирижера невероятно сложна. И она состоит из стольких составляющих, что мы с вами не решим, что для нее важнее, или, чем лучше обладать дирижеру.

-Да, у разных дирижеров развиты разные стороны. И результаты могут быть высокими при совершенно противоположных сильных или слабых качествах.

- Важно, чтобы дирижера хорошо понимали оркестранты. Так же различные результаты показывают совершенно разные по своим особенностям инструменталисты. Мне близки музыканты, тяготеющие к камерному исполнительству. У нас в стране очень невелика доля звучащей камерной музыки. И в данном Рождественском проекте агентство «Антей» Александры Дущенко, которое его организовало, «подхватило» наш, хорошо сыгранный коллектив единомышленников.

Мы сначала играли в Центре детской кардиологии и кардиохирургии камерные программы детям и врачам. Это была настолько огромная разница между академизмом филармонических концертов и этой живой игрой и живым участием всех, кто присутствовал на наших выступлениях в больнице, что мы сами этому поражались… Музыканты почувствовали реальную нужность своей профессии, поняли, для чего они работают. А слушатели – важность музыки. Мне пришлось говорить, комментировать, разъяснять некоторые вещи. Это в дальнейшем привело к филармоническому проекту «Вариации на тему ансамбля».

В нем участники филармонического оркестра исполняли не то, что выбирает дирижер или директор оркестра. А сами играли, что хотят, что им нравится. Я компоновал программы, которые длились по два часа, и афиши, в которых указывал десятки имен исполнителей и фамилий композиторов.

- В маленьких вкладышах к буклетам западных оперных театров перечисляются все участники хора, оркестра, осветители, декораторы, костюмеры – все это творческие профессии, и для их носителей очень важно признание их вклада в общий творческий процесс, осуществление их художественных устремлений.

- В предстоящем Рождественском проекте будет участвовать десять музыкантов. В книге дирижера Николауса Арнонкура я прочитал рекомендацию, как размещать оркестр на сцене. Фишка понятия «concerto grosso» (большой концерт, ит. – О.К.) не в слове «grosso», а в «сoncerto» – соревнование, сосуществование. И у нас сольная группа по Арнонкуру заиграет в одном «углу» сцены, а аккомпанирующая – в другом. И обе будут иметь собственный клавесин, играющий continuo (басово-гармоническое сопровождение – О.К.).

Воздушные замки

- Сколько стран вы как музыкант уже посетили? И как относитесь к собственным сольным выступлениям?

- Посчитал недавно, что больше двадцати. И сольную деятельность люблю меньше, чем участие в исполнении ансамблевой музыки. Оркестровую работу знаю хорошо, работаю в оркестрах много лет, играл некоторое время в нашей опере, в Национальном симфоническом, короче, без этого себя представить не могу. Но играть в ансамбле очень люблю и занимаюсь этим с огромным удовольствием. Для сольной карьеры нужны амбиции, но я их в таких масштабах не имею, наверное. И если мне предложат сыграть сольный концерт с оркестром или квартет, я выберу квартет.

- Вадим, как вы оцениваете украинскую публику?

- Она очень разная. Филармоническая очень консервативна (в хорошем смысле). А в прошлом году я делал концерт «Классика для всех при свечах». Сейчас этот цикл продолжают «Киевские солисты». И пришли люди с огромным энтузиазмом, совершенно не похожие на посетителей филармонии. Они очень живо реагировали на мои комментарии: каждую шутку, поворот. С таким удовольствием слушали струнное трио Ф. Шуберта, и, судя по тому, что они были готовы слушать еще, этот проект ожидал коммерческий успех.
И сейчас эти концерты продолжаются с микрофонами в Доме кино. И еще играли с использованием французской поэзии (с Ромой Лопатинским и Артемом Полуденным – пианистом и виолончелистом). Эта идея лежит на поверхности. Есть ведь «Лунный свет» Верлена и Дебюсси и много других подобных параллелей. И в нынешнем проекте прозвучит много поэзии, которую прочтет артист русского театра Артем Емцов.

Кончерто гроссо Корелли начинается с драматического эпизода. Как оправдать это драматическое начало? Там буквально трагедия, звучат четыре «выстрела». И я нашел стихотворение Юрия Шевчука «Рождество. Мертвый город» о чеченской войне. И доволен, что возникла параллель с нашим временем.

- Что нужно для того, чтобы залы были полны?

- В последние годы работаю не только в филармонии, сотрудничаю с концертными агентствами, которые умеют организовать публику. Для этого нужна определенная команда, дарование. Как-то спрашивал, почему в филармонию люди боятся ходить. Отвечают, что туда нельзя идти, например, в джинсах. Люди опасаются не уметь вести себя, как там принято, а как принято – не знают. А в другие залы слушатели приходят более свободными и раскованными, более непосредственно воспринимают музыку.
Мы играли четыре концерта французской музыки и поэзии. И всякий раз была разная по состоянию и восприятию публика, и нужно было к ней приноравливаться. Здесь, наверное, больше загадок, чем ответов. Одно знаю наверняка: люди готовы идти и воспринимать классическую музыку, а как их организовать – задача правильного менеджмента.

- Вы играете проверенную классику. А как относитесь к современной серьезной музыке? Что вас может в ней привлечь? .

- Я буду очень скрупулезно подходить к выбору, меня она должна трогать. Я должен найти в ней что-то важное, интересное. Сейчас, кстати, в Стамбуле мы играли отрывок из оперы Фабио Вакки «Тенеке». Она была поставлена в Ла Скала несколько лет назад. Мы исполняли две арии. Но как ее поставили в театре, я себе слабо представляю. Там не за что «уцепиться» певцам, сложна каждая оркестровая линия. И дирижер нам сказал: «Мы не можем судить и не должны судить. Ее нужно воспринимать, как вызов». Мы просто должны были сыграть то, что написано в нотах.

- Вы преподаете?

- Да, в музыкальной академии им. Чайковского веду класс струнного квартета и в школе им. Лысенко – скрипку. Сам я учился в консерватории у А.М. Панова – замечательного, выдающегося педагога. А до этого – в 24-й ДМШ Киева и училище им. Глиэра. В июне 1991 года я окончил консерваторию, а 1 сентября стал преподавать там же квартет. В аспирантуре не учился.

- Вы глубокий музыкант, и у вас «ухоженный», красивый звук. Это более свойственно выпускникам школы Лысенко, исполнителям с аспирантурой. Я знаю не многих выпускников ДМШ, сделавших прекрасную карьеру, это скорее замечательные исключения. Каковы были предпосылки вашей работы преподавателя квартета?

- В консерватории студенческим струнным квартетом мы стали лауреатами всесоюзного конкурса и тут же поехали на один из трех авторитетных европейских квартетных конкурсов – в итальянском городе Реджио Эмилия. Пробили железный занавес. Потом нас пригласили на мастер-классы.

Покойный замечательный педагог по квартету Леонтий Антонович Краснощок еще на пятом курсе заставлял меня заниматься со студентами, очень хотел, чтобы я преподавал, и я часто уделял квартету больше времени, чем специальности. И потом, уже педагогом я рекомендовал не размениваться на маленькие конкурсы известному сегодня струнному квартету Collegium, который у меня учился, и они поехали в Швейцарию и стали там лауреатами. Это были Кирилл Шарапов, Тарас Яропуд, Андрей Чоп и Юра Погорецкий.

- На каком уровне сегодня находится украинская скрипичная школа? Ведь десятки, сотни лучших музыкантов – певцов, инструменталистов, проучившихся на наши государственные деньги, покидают страну и вывозят полученный духовный капитал за ее пределы.

- Я вижу все это конкретно. Поскольку, работая в десятилетке, сталкиваюсь с тем, что часть лучших учеников, по окончании, уезжает в поисках хорошего образования, чтобы развиваться дальше. А часть – просто чтобы найти лучшую жизнь. Или их родители этого хотят. Но по-прежнему настоящую, хорошую школу в нашей стране еще дают педагоги, которым уже немало лет. Я их настолько уважаю, что поднимаю за них обе руки: сколько они смогут, столько пусть и работают. Это наш бесценный капитал. Какими бы ни были их личные стороны, характеры, но это профессионалы, которым нет цены.

В московской ЦМШ преподает выпускница киевской школы им. Лысенко и МГК им. Чайковского Надежда Артамонова. Она встречалась за время учебы и по работе со многими педагогами, но такого как А.М. Панов, у которого, как и я, училась в Киеве, говорит, не видела. Он совершенно точно и доходчиво объяснял, к чему нужно стремиться, ставил перед учеником задачу и четко знал, как ее достичь.

- Почему вы не работаете в опере, куда многие мечтают попасть?

- Я работал в опере целый год, сыграл конкурс и стал помощником концертмейстера оркестра Сергея Львовича Шотта. Но мне не нравится эта махина, перемалывающая тебя. Ты не свободен, не знаешь, как выйти из-под этого постоянного контроля.

- Каковы ваши планы?

- На днях мы уезжаем с филармоническим оркестром и дирижером Николаем Дядюрой в Японию на десять концертов. Будем играть в Токийском Сантори холле, в Саппоро, Осаке. По возвращении будет мой проект 9-10 января, на Рождество. Потом задуман цикл концертов с агентством Саши Дущенко – это пока «воздушный замок». И возможно я буду участвовать в еще одном международном оркестре в Швейцарии. Я уже играл там в прошлом году. Музыканты были из разных стран и разного возраста, но все очень хорошие. Например, бывший киевлянин Геннадий Гофман – он работал в нашей опере, а сейчас живет и преподает во Франции.

- У вас есть любимый композитор?

- Да, это Бах. Когда о нем говоришь, то понимаешь, что хорошей музыки очень много. Но он стоит над всеми. И в заключение напомню, что в предстоящем рождественском концерте будут три главные вещи: произведения, которые в Киеве никто не играл, новое расположение оркестра, которого в нашем городе тоже не применяли, и исполнение поэзии на тему Рождества. А еще отличный зал Дома Архитектора с великолепной акустикой.

В нашей беседе участвовала директор Концертно-выставочного агентства «Антей» Александра Дущенко:

- Саша, что вы вкладываете в этот проект, почему занимаетесь классической музыкой?

- Мое агентство молодое. Но поскольку я принадлежу к династии музыкантов, эта деятельность для меня абсолютно логична. Я занимаюсь разными жанрами, в основном классической музыкой. Недавно занялась промотированием и джазовых проектов. А на Рождество представлю программу с участием солистов Детского музыкального театра, где мой дед Евгений Дущенко был главным дирижером и стоял у истоков его создания. Это будет новогодняя сказка, предложенная солисткой этого театра Аленой Гребенюк.

В дальнейшем агентство планирует камерные концерты в Доме актера. 30 октября там прошел наш первый очень удачный проект с Валентиной Матюшенко и Михаилом Билычем.

В 2016 году мы и дальше будем каждый месяц проводить камерные концерты в Доме актера. Ко мне начали обращаться музыканты с самыми разными предложениями. Порой это происходит потому, что коллективы, в которых они официально работают, не дают им возможности реализовывать их желания воплощения собственных творческих идей.

Мотивацией моей работы является и то, что хочется, чтобы молодежь, все наши зрители и слушатели начали ходить на концерты с большим интересом. Чтобы преодолеть стереотип, будто классика – это скучно, что филармония – не зал для молодежи. Поэтому мое агентство приглашает к участию в наших проектах молодых, креативных артистов, реализующих свои идеи в творческом, нестандартном формате, интересном людям самых разных возрастов.

В наше время мощных информационных потоков просто прийти на концерт и послушать музыку, людям уже мало. И особым спросом пользуется формат «концерт-лекция», в котором используются художественные тексты, поэзия.


Автор: Ольга Кізлова
Виконавці: Вадим Борисов
Джерело: 2000.ua



Інші:

«В Україні надзвичайно цінують органне мистецтво»
Віталій Пальчиков: "Одержимість ідеєю я взяв за основу..."
Анжеліна Швачка: «Оперний співак повинен мати залізну волю і залізні нерви»
Концерт заради миру: як Омар Арфуш змінює світ через музику
Диригентка Оксана Линів — про дебют в Метрополітен-опера і просування української музики в світі
"У нас іншого шляху немає, ми мусимо інтегруватися в світову культуру" – Струтинський
Йорг Цвікер: «Якщо тримати очі відкритими, життя пропонує стільки чудових речей!»
Незрівнянний світ краси: що розповідає і що приховує фільм про Назарія Яремчука
Музична керівниця Національної філармонії Наталія Стець: «Представили за сезон понад 1 тис. 120 концертів»
Як готують шоу Within Temptation на ATLAS UNITED 2024 — інтерв'ю з композиторкою Марією Яремак
Наталія Пасічник, директорка Українського інституту у Швеції
Петро Качанов: «Без глядачів театр – це просто приміщення»
Я не заспівала жодної російської опери, — Софія Соловій
«Елегія військового часу»
Головний диригент Полтавського театру імені Гоголя Олександр Сурженко відзначає 65-річний ювілей
Ярослав Ткачук: життя у… балеті
Андрейс Осокінс, латвійський піаніст
КОМПОЗИТОРКА БОГДАНА ФРОЛЯК: «ТРАГІЗМ, СВІТЛО, ДРАМАТИЗМ І НАДІЮ ПЕРЕЖИВАЄМО МИ, УКРАЇНЦІ, В ЦЕЙ ТЯЖКИЙ ЧАС ВІЙНИ»
Світова зірка Людмила Монастирська
Роман Григорів, Ілля Разумейко: «Сучасне мистецтво, сучасна опера — це те, що відрізняє нас від росії»
«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
      © 2008-2024 Music-review Ukraine