Сумская филармония: второе дыхание | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Сумская филармония: второе дыхание
Сумская филармония: второе дыхание
1 октября, в Международный день музыки, Сумская областная филармония открывает 75-ый концертный сезон
13 вересня 2013, п'ятниця
Поширити у Facebook

Первый концерт в обновленном после ремонта зале Сумской областной филармонии состоялся 23 августа 2007 года.

Концертный зал Сумской филармонии. Фото с cайта: http://www.dancor.sumy.ua

Если в конце 90-х годов и начале нынешнего века коллектив филармонии оказался на грани отчаяния, то сейчас сейчас испытывает прилив энергии и творческий подъем.

Юбилейный сезон

Сумская филармония начала свою работу в апреле 1939 года.

75-ый концертный сезон музыканты посвящают не только юбилею филармонии, но и юбилею ее ровесницы — Сумской области, а также 30-летию камерного оркестра старинной и современной музыки «Ренессанс», созданному в филармонии в сентябре 1983 года. По праву именинника «Ренессанс» будет открывать 75 концертный сезон.

Как рассказала художественный руководитель и дирижер оркестра, заслуженная артистка Украины Людмила Стычук, 1 октября в концерте прозвучат новые для сумской публики произведения — «Дивертисмент №2» В.-А.Моцарта, знаменитая увертюра Дж.Россини к опере «Сорока-воровка». Впервые в Украине прозвучит «Вальс в классическом стиле» современного композитора Виктора Корчаги (Ривне). Также оркестр исполнит уже полюбившиеся произведения — сюиту №1 из «Пера Гюнта» Э.Грига и сюиту из «Призрака оперы» Э.Уэббера. В первом концерте примет участие солист-инструменталист Александр Желудков (орган, рояль).

Программа юбилейной декады, которая продлится до Дня украинского казачества (14 октября), предусматривает 14 концертов, в которых выступят все коллективы филармонии, а также органист из Харькова Станислав Калинин.

— В этом концертном сезоне мы планируем не только выступления наших исполнителей, но и будем приглашать музыкантов из Львова, Курска, Полтавы, Кировограда, с которыми сотрудничаем много лет, — говорит художественный руководитель филармонии, заслуженный работник культуры Украины Елена Ластовецкая. — Планируем обменный концерт с Курской областной филармонией. Наши солистки Татьяна Середина и Елена Харитонова представят курянам романсовую программу. А сумчанам в этом сезоне будет предложена третья программа из цикла «Романс, романс, романс…».

Романсы очень хорошо принимаются зрителем, ведь исполняются под оркестр, в концерте задействованы и эстрадные исполнители, в репертуаре как старинные, так и современные романсы. Хотим предложить зрителю выступление баяниста Алексея Липового с оркестром «Ренессанс». В прошлом году этот эксперимент имел большой успех. Будем и дальше экспериментировать. А еще много лет мы сотрудничаем с музыкальными школами и школами искусств — в рамках нашего концертного сезона работает детская филармония. Талантливые дети имеют возможность выступать перед своими сверстниками на профессиональной сцене. Подрастает новое поколение наших музыкантов и зрителей. Так что можно с оптимизмом смотреть в будущее.

История здания

Здание общественного собрания. Сумы. Фото конца XIX столетияКак известно, филармония находится по адресу: ул. Петропавловская, 63 — это бывший дом Общественного собрания, по-строенный по заказу его директора, сахарозаводчика фон Лорентца-Эблина, в начале 90-х годов XIX века на земельном участке, подаренном городу уездным предводителем дворянства Кондратьевым (ведущим свой род от основателя города Герасима Кондратьева).

Двухэтажный дом в неоренессансном стиле был украшен богатым декором, полосой меандра (бордюр, составленный из прямых углов, складывающихся в непрерывную линию, получил название от извилистой реки Меандр в Малой Азии), лепными гирляндами, симметрично расположенными балконами с ажурным металлическим ограждением, четырехгранными башнями со шпилями. К сожалению, имя архитектора, спроектировавшего здание, история не сохранила.

Общественное собрание представляло аналог модных в то время английских клубов. На втором этаже были карточные залы, где тогдашние толстосумы просаживали имения и целые состояния. На первом этаже находился шикарный ресторан, в фойе — музыкальный салон, а зрительный зал Общественного собрания, благодаря удивительной акустике, входил в пятерку лучших в дореволюционной России. Его сцена постоянно предлагалась для концертов в газете Русского музыкального общества. Как свидетельствуют некоторые источники, здесь выступали Федор Шаляпин, Сергей Лемешев, Леонид Собинов, гастролировала Миланская опера. После 1914 года, когда город захлестнула мода на кинематограф, открылся кинотеатр «Люкс», проработавший до 1917 года.

После революции в здании Общественного собрания находилось до десятка различных организаций: Клуб им. Т.Шевченко, клуб металлистов и пр. Как пишет Г.Локощенко в киевском журнале «Музыка» (№6 1989 г.), на момент вселения туда филармонии это был Дворец культуры «Металлист».

До войны на сцене филармонии выступали скрипач Давид Ойстрах и певица Оксана Петрусенко.

По словам сумского краеведа Риты Сергиенко, в бывшем здании Общественного собрания находился музей, который с 1939 года стал называться художественным. На первом этаже справа был ино-странный отдел художественного музея, на втором — русский. А левая сторона и концертный зал были отданы филармонии. Когда после войны ремонтировалось здание театра на Октябрьской (Покровской), в здании филармонии временно разместили еще и театр.

— Я помню, как мама меня водила на спектакль «Лесная песня» Л.Украинки именно в филармонию, и тогда я очень испугалась злыдней, — вспоминает Рита Сергиенко.

В 70-80-х годах, в начале своей карьеры, на сцене Сумской филармонии выступала София Ротару вместе с ансамблем «Червона Рута». А вот Алле Пугачевой не повезло: на момент ее приезда в Сумы в филармонии шел ремонт, и певицу отправили выступать по районам.

История коллектива

Первым директором Сумской областной филармонии был Л.Левченко, художественным руководителем — М.Безенсон. Творческий коллектив насчитывал до 30 человек. Организовывались концертные бригады в составе камерного вокального квартета и групп филармонического и эстрадного плана. В том числе упоминается и эстрадно-пиротехническая группа.

Когда началась война, в Сумы прибыл эвакуированный ансамбль песни и пляски Киевского Дома Красной Армии, в который временно влились работники Сумской филармонии и театра. Из их состава сформировалась бригада для обслуживания прифронтовых военных частей. Но в силу стремительного наступления противника 11 сентября работников филармонии и театра отправили в эвакуацию в Токмак (Киргизия).

26 июня 1944 года филармония возобновила работу в творческом составе из 15 человек. С июля 1946го по апрель 1948 г. в филармонии существовала хоровая капелла, а с июля 1948-го по август 1955 г. — симфонический оркестр.

Этот период можно считать одним из самых ярких в истории филармонии. Но деятельность оркестра требовала соответствующих материально-финансовых затрат. Официальный повод ликвидации коллектива — «экономия народных денег». Попытки возобновить деятельность оркестра предпринимались в 1973-м и 1977 году, но не нашли материальной поддержки. Вместо оркестра был создан вокально-хореографический ансамбль (1978-83 гг.), который в итоге тоже был расформирован. Существовал струнный квартет (1964-78 гг.), сыгравший большую роль в пропаганде камерной музыки в Сумах.

В начале 80-х вопрос об оркестре подняли снова. По словам заслуженного деятеля культуры Владимира Серебрякова, в 1981 году он перешел из театра в филармонию только потому, что речь шла о создании симфонического оркестра.

— Сначала хотели создать симфонический оркестр — не потянули (музыкантов в нем много, каждому надо дать квартиру и зарплату повыше). Потом — эстрадно-симфонический... В результате получился камерный в составе 18-ти человек. Первый кассовый концерт состоялся в День космонавтики — 12 апреля 1984 года. Собирали музыкантов со всего Союза. Предложения шли отовсюду, т.к. условия были приемлемые, — рассказывает В.Серебряков.

Но настали голодные 90-е, и музыканты, чтобы как-то выжить, вынуждены были торговать на базаре, таксовать, заниматься чем угодно, только не музыкой, а если музыкой, то не в Сумах. Несмотря на то что цена билета на концерты была минимальной, сумчанам было не до искусства.

XXI век на дворе

Как рассказала Елена Ластовецкая, с 2002 года филармония возобновила гастрольную деятельность. Артисты побывали во всех районах области, трижды в Киеве, трижды в Курске, выступали в Черниговской области, Полтаве, Белгороде. На сцене нашей филармонии выступали музыканты из многих городов Украины, а также Японии, США, Польши. На концертах к открытию и закрытию сезона всегда аншлаг, даже приходится приставлять стулья. Полные залы собирают концерты ко Дню Победы, Дню Независимости, Дню св.Валентина.

В апреле 2009 года (снова на День космонавтики) под руководством В.Серебрякова на сцене филармонии дебютировал малый симфонический оркестр.

Сегодня в составе филармонии больше 10 творческих коллективов, представляющих широкую жанровую палитру (от органной камерной музыки до народной песни и современной эстрады). Почти все исполнители — лауреаты отечественных и международных конкурсов; четыре заслуженных работника культуры Украины (Н.Дяковская, Е.Ластовецкая, В.Серебряков, Л.Мастепанова), три заслуженных артиста Украины (М.Чичерин, Л.Стычук и Л.Матвиенко).

— В этом году лауреатом международного конкурса вокалистов «Voice-master 2013» стал эстрадный дуэт «Эпицентр» в составе Александра Мирошника и Владислава Деменко. Первой премии областного конкурса вокалистов им. Б.Гмыри удостоился ансамбль народной песни «Слобожанські барви» под руководством Екатерины Дубиной, — отмечает Е.Ластовецкая.

В зале филармонии регулярно, начиная с 1993 года, проходят международные фестивали «Органум» и «Бах-фест».

— Многие органисты из Америки, Германии, Англии, Польши отмечают отличное качество звучания органа в филармонии. Англичанин сказал: «Кто бы мог подумать, что в такой провинции есть такой зал с органом». Сюда рвутся все органисты Украины. Кстати, в Курске нет органа, так куряне организовывают поездки к нам на концерты органной музыки, — говорит Елена Ластовецкая.

Эпопея с органом и ремонтом

Оживлению интереса сумчан к филармонии способствовала реконструкция старинного здания, длившаяся с 2005-го по 2008 год и перенос туда летом 2007 года органа из Троицкого собора (зал органной и камерной музыки в соборе открылся 2 сентября 1989 года).

Для переноса органа в Сумы приезжали специалисты чешской фирмы «Rieger-Кloss», которая в свое время изготовила этот инструмент и установила его в Троицком соборе. Чтобы приспособить орган к концертному залу филармонии, в Чехии были изготовлены специальные детали, почти на 2 метра укорочены трубы (раньше высота органа была 10,5 м, теперь — около 9м).

Михаил Чичерин оживил орган на новом месте. Фото с cайта: http://www.dancor.sumy.ua

Чтобы орган звучал в филармонии не хуже, чем в соборе, руководство филармонии обратилось за помощью к специалистам-акустикам. Профессор Киевского политехнического института, заведующий кафедрой акустики и электроники Виталий Дидковский сделал все расчеты. Стены, пол, шторы и даже толщина поролона на креслах в концертном зале — все соответствует разработанным параметрам.

Всего на реконструкцию филармонии было потрачено до 20 млн. грн. Были задействованы деньги государственного и областного бюджетов, а также средства спонсоров. По данным тогдашней облгосадминистрации, НПО им. Фрунзе выполнило работ на 250 тыс.грн., «Укрросметалл» — 118 тыс. грн., «Сумстрой» — 75 тыс. грн., «Бытсервис» — 90 тыс. грн., «Сумыхимпром» — 300 тыс. грн., «Силикатобетон» — 200 тыс. грн., «Альфа-Нефть» — 50 тыс. грн. Бывший губернатор Павел Качур даже обещал увековечить имена спонсоров, установив им в филармонии памятные таблички, но обещания не выполнил.

Несмотря на все обещания властей обойтись без аврала, перед Днем Независимости 2007 года работы шли практически круглосуточно. А в последнюю ночь даже была перекрыта Петропавловская, чтобы транспорт не мешал класть тротуарную плитку и красить фасад (раньше фасад был голубым, теперь стал желтым). Первый органный концерт прошел в филармонии, как и обещали, 23 августа, в канун Дня Независимости. Но был он не для всех. Первыми услышали орган представители властей, спонсоры и другие специально приглашенные лица. Тогда объявили, что закончена только первая очередь реконструкции, включавшая перенос и установку органа, ремонт зала и фасада, а также укрепление фундамента, а замена крыши и окончание ремонта во всех помещениях филармонии еще впереди.

За время ремонта директор филармонии, заслуженный работник культуры Украины Надежда Дяковская написала тысячи писем и обращений об устранении различных недоработок.

Все заверяли, что работы ведутся качественно, но насколько «качественно», стало ясно почти сразу. Уже в январе 2008 года осыпался цоколь здания. Внутри каждый год приходится реставрировать часть паркетного покрытия. В прошлом году ремонтировали балконы. В кирпичной кладке опять появляются трещины, приходится делать цементные стяжки. Несмотря на укрепление фундамента, которого, кстати, под зданием почти не оказалось, оно дает усадку. Этим летом его снова красили...


Автор: Діана Ольшанська
Концертна організація: Сумська обласна філармонія
Концертний зал: Концертний зал Сумської обласної філармонії
Джерело: www.dancor.sumy.ua



Інші:

Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
Змінив пуанти на армійські берці: згадаймо артиста балету Ростислава Янчишена
"Музичні вечори у будинку родини Мейтусів"
«Для мене дім – там, де серце» – Віктор Рекало, автор музики до балету про вимушену міграцію «Дім»
Як розтопити «Крижане серце»?
В Одеській опері відновили незвичайну виставу
Хмельницький фаховий музичний коледж ім. В.І.Заремби: 65 років від дня заснування
До дня Соборності: в Національній опері представлять всеукраїнський музичний проєкт
Як доктор мистецтвознавства став... диригентом
Досліджуємо славні сторінки бандурного мистецтва
На Волині в Горохові привітали з 80-річчям відомого композитора
Роман Орленко-Прокопович - ім’я між забуттям і легендами
“Пісні для України” з Лондона
“54 хвилини до Різдва”
Диск "Зимовий шепіт" від піаністки Віоліни Петриченко
Українські переклади лібрето світових опер в Україні
Військовий зі Львова випустив альбом фортепіанної музики, яку створив на передовій
Раду Поклітару - герой книжки
Сенсаційні знахідки та версії Трипільської культури - “ світової колиски”
У Львівській філармонії визначили переможців Конкурсу молодих вокалістів імені Сліпака
Концерт-реконструкція «Гай, Рожество!»
Сторіччя Балетної трупи Одеської опери
Харизматичний диригент українського походження, який втілив "американську мрію": хто такий маестро Леонард Бернстайн
"Вистави ще немає, але є кредит довіри": продюсерка Opera aperta про співпрацю з міжнародним фестивалем O.Festival
В Ужгороді відкрили мініскульптуру на честь графа Нандора Плотені
Понад 200 народних пісень: де шукають і кому співають солістки ансамблю "Антонівчанка" з Прилуччини
8 неочікуваних речей, що носять ім’я Шопена
Фридерик Шопен та Микола Лисенко: точки перетину
Згадуємо Миколу Колессу
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
72.jpg