Б.Барток. Опера «Замок герцога Синяя Борода» в Национальной филармонии Украины | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Б.Барток. Опера «Замок герцога Синяя Борода» в Национальной филармонии Украины
Національний заслужений академічний симфонічний оркестр України
Карабиць Іван Федорович
Б.Барток. Опера «Замок герцога Синяя Борода» в Национальной филармонии Украины
13 грудня 2014, субота
Поширити у Facebook

Единственную оперу главного венгерского композитора прошлого века Белы Бартока «Замок герцога Синяя Борода» в Украине еще не ставили. Ее не обязательно показывать в театре: нужны всего двое солистов, чтец и оркестр. Для премьеры в Киев пригласили певцов из Венгрии

Одноактная опера открывается сумрачным прологом, и голос рассказчика объявляет «историю страданий», заодно приучая слушателей к ритмике фольклорного венгерского распева, — а уж его мелодика пружиной развернется в следующие пятьдесят минут.

Герцог Синяя Борода в мрачном замке разговаривает со своей молодой женой Юдит, которая просит у него ключи от семи дверей, стараясь увидеть за каждой — или пролить — хоть немного света. Поначалу она поет много, воодушевленно, восторженно, а герцог — мало и осторожно, словно приглядываясь к новой хозяйке замка. Юдит открывает двери по одной, замолкает, и мы слышим то, что она видит. Семь симфонических картин — семь образцов того, как распоряжался оркестром тридцатилетний композитор без страха и упрека. Семь тайн, семь сил герцога. Для начала — пыточный застенок (свист, дуновение, трепет) и блистающая клинками оружейная комната (острастка, воинственные возгласы трубы). Затем — сияние и теплота золота, перлов и алмазов в сокровищнице и прекрасный сад, одновременно и слишком призрачный, и чересчур декоративный; термин «музыкальный импрессионизм» отлично иллюстрируется этим эпизодом.

Все больше и больше света становится в замке, и вот за пятой дверью во все стороны распахивается музыка триумфа, гипнотического величия владений герцога. Сверхмощное тутти оркестра с органом и двумя комплектами литавр — и полная тишина. Бывает, что пара-тройка слушателей тут не выдерживает и срывается на аплодисменты.

Замершая Юдит спрашивает герцога о его землях. Ее вопросы, просьбы и требования повторяются два-три раза, как в старинных текстах, и каждый раз Синяя Борода отвечает, заклинает, отказывает. Реплики герцога становятся длиннее, а фразы Юдит, напуганной, все точнее угадывающей его тайны и свою судьбу, — короче. Везде, даже в райском саду и на всех дорогах герцогских земель, кровь. «Только не оставшиеся две двери», — предостерегает он. «Синяя Борода, кого ты любил до меня?» — «Не спрашивай». Но попробуйте остановить женщину, которая идет к неотвратимой развязке. Гневная Юдит открывает и предпоследнюю дверь, и последнюю.

Только великий драматург может написать такие соседние сцены — сперва сокрушительное могущество, и тут же неумолимые тихие вопросы и застывшее, безмолвно цепенеющее озеро слез. Жаль, что опера у Бартока лишь одна.

Ну а последняя дверь, перед которой стоят эти двое — бесконечно одинокий мужчина с тяжкими воспоминаниями и женщина, готовая надеть на себя венец и кануть в небытие, — впускает Юдит в беспросветную комнату к трем предыдущим женам Синей Бороды. Он называет их: утро, день, вечер. Эта опера написана в 1911 году, в зените символизма — и музыкального, и поэтического. Венгр Бела Балаж сделал свою версию «Синей Бороды» куда трагичнее общеизвестного сюжета Шарля Перро и без спасительного финала. Барток положил в основу либретто текст Балажа, а в музыкальном отношении черпал из богатейшей жилы архаичного венгерского фольклора.

Правильно, что петь Юдит и Синюю Бороду пригласили венгерских вокалистов. Сценичных, молодых, таких, глядя на которых несложно поверить в неистовую любовь. Оба великолепны. Драматическое меццо-сопрано Андреа Санто — прима Национального театра в Мангейме. Бас-кантанте Кристиан Чер — уникум с полусотней партий в операх тридцати композиторов и десятками ораториальных.

Дирижер под стать солистам: киевлянин континентального значения Кирилл Карабиц, главный дирижер британского Борнмутского симфонического оркестра. Для первого отделения филармонического вечера он выбрал 94-ю симфонию Гайдна «Сюрприз», пробуждающую слушателей внезапным грохотом литавр посреди безмятежных пасторалей, чтобы не вздумали дремать. Тоже своего рода луч света в темном герцогстве.

Киев, Национальная филармония Украины
17 декабря, 19:00


Колективи: Національний заслужений академічний симфонічний оркестр України
Диригенти: Іван Карабиць
Концертна організація: Національна філармонія України
Концертний зал: Колонний зал ім. М.В. Лисенка Національної філармонії України
Джерело: www.capital.ua



Інші:

Остап Лисенко - диригент, етнограф, музикознавець, педагог (140 років тому)
Як спів впливає на здоров'я?
Чому варто побачити балет "Норовлива донька" в Національній опері
Мирослав Скорик – геній, який прославив українську культуру!
Грав навіть у засланні: це композитор Барвінський, який пережив радянські табори
Музика незламності: гімн ВМС України отримав сучасне аранжування
Топ-10 молодих і перспективних акторів українського театру
Імена майбутнього української музики
Хор «Гомін» не очікував такого резонансу: мільйонні перегляди відео, розпродані квитки, додаткові концерти, турне Україною
Чому вагітним варто слухати класичну музику: науковці відповіли
«Симфонія перемоги». Як Бетховен і син гетьмана України перемогли Гітлера
Шляхами пам’яті: присвята Мирославу Скорику та Борису Лятошинському
Оперний співак, педагог, керівник театру «Музична драма», професор консерваторії
Дев'ять років тому в бою з російським агресором загинув соліст Паризької опери Василь Сліпак
Як П'ята симфонія Бетховена, присвячена українцю, стала символом перемоги
Тиха революція
9 червня день пам'яті Василя Барвінського
Консульство - філармонія: 20 років співпраці
"Зозулька" Соломії, або Трагічна доля Ганни Крушельницької
Дослідження виявило вплив музики на мозкові ритми людини
Випуск 2025: свято музики і таланту!
Легендарна "Мелодія" Мирослава Скорика має 20 версій і звучить на планеті кожні три дні
8 театральних прем'єр, які не можна пропустити в червні
Короткометражний фільм “ALONG THE LINES” увійшов до програми престижного TRIBECA FILM FESTIVAL
Яка зарплата у вчителя музики: що демонструє середній показник по країні
Батько Мирослава Скорика у 1939-му заробляв 500 злотих, а у 1941-му - 600 рублів
Видавництво "Родовід", "Танго для трьох"
Економіка дозвілля — скільки коштують квитки до кращих театрів ЄС
Актуальність опери у вічних питаннях
День пам’яті Дмитра Гнатюка
30-ліття «Віртуозів Львова»
Новий жанр у кіно: Анастасія Мамонтенко представляє «Маніфест духовного андеграунду»
Навіщо оркестру диригент: відповідь, яка здивує навіть меломанів
Міг навчати музики, але обрав бій за майбутнє без війни: чому вчитель обрав гармату замість класу
Дніпровський режисер поставив спектакль у Маріупольському театрі
Як у Львівському органному залі лікують душі музикою
100 років від дня народження видатного українського оперного співака Дмитра Гнатюка
Фестиваль-Премія ГРА оголосив лонгліст
Хореографка Катерина Курман — про нову постановку "Соляріс" у Львові та сучасний балет
Сто п’ять миттєвостей успіху
      © 2008-2025 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
110307_530.jpg