Украино-азербайджанские музыкальные связи (Дни Азербайджанской музыкальной культуры в Киеве) | Music-Review Ukraine
Головна
Стаття
Украино-азербайджанские музыкальные связи (Дни Азербайджанской музыкальной культуры в Киеве)
Національний ансамбль солістів
Матюхін Валерій Олександрович
Чекан Юрій Іванович
Щербаков Ігор Володимирович
Украино-азербайджанские музыкальные связи (Дни Азербайджанской музыкальной культуры в Киеве)
18 травня 2013, субота
Поширити у Facebook

Дни Азербайджанской музыкальной культуры в КиевеМесяц апрель текущего года стал памятным для многих музыкальных фестивалей, дат и мероприятий.

К такому событию можно отнести Дни Азербайджанской музыкальной культуры в Украине, проведенные 2-4 апреля 2013 года.

В 2012 году в связи 20-летием установления дипломатических отношений, правительственными организациями Украины и Азербайджана был разработан широкий план общественно-культурной программы, и одними из первых реализаторов в этом направлении стали председатели Союзов Композиторов двух стран - Народная артистка Азербайджана, композитор Франгиз Ализаде и Народный артист Украины, профессор Игорь Щербаков.

С этой целью, с разницей почти в год были проведены музыкальные встречи - в марте 2012 года Дни украинской музыки, а уже апрель 2013 же года ознаменовался Днями азербайджанской музыкальной культуры.

Восстановление и расширение культурных связей - задача благородная и приоритетная.

Под этим девизом и стартовала первая встреча - пресс-конференция организаторов и коллег, в которой приняли активное участие начальник департамента искусств Министерства Культуры и Туризма Украины М.Швед, заслуженный артист Украины, председатель Азербайджанского Центра культуры имени М.Магомаева Гурбан Аббасов, Посол Азербайджана в Украине Эйнулла Мадатли, Председатель ВОО “Объединенная диаспора азербайджанцев Украины” (ОДАУ) Хикмет Джавадов и другие.

Как отметил М.Швед, “на протяжении уже нескольких лет контакты между Украиной и Азербайджаном в культурном плане очень активны и это очень радует”. М.Шведом была также подчеркнута большая роль ОДАУ и Министерства Культуры и Туризма Азербайджана. Здесь хочется с большой благодарностью отметить Посольство Азербайджана в Украине за внимание и моральную поддержку и Азербайджанский культурный центр имени М.Магомаева.

Музыкальная часть программы была представлена концертами камерной и симфонической музыки. Попытаюсь четко резюмировать самые важные для нас музыкальные впечатления.

Первым долгом хочется отметить чуткое, корректное музыкальное восприятие и деликатное отношение киевской публики. Она поражает открытостью ко всему новому и, в то же время, с глубоким уважением ценит народные традиции. Эта тенденция отчетливо проявились на концерте камерной музыки.

Конечно же, хорошие впечатления рождаются не только благодаря добротной музыке, участие в процессе интерпретации произведения яркого, профессионального исполнителя один из важных факторов. И то, что Национальный ансамбль солистов Украины “Киевская камерата” во главе с Народным артистом Украины Валерием Матюхиным полностью обладает такими качествами стало ясно еще на репетиции. В дополнение всему отмечу, что на вечере камерной музыки, дирижёр, помимо детальной отшлифованности, продемонстрировал большую увлечённость работой над партитурами совершенно разных авторов, разнообразной по стилю и содержанию прозвучавших на нём сочинений.

Программа камерного концерта была подчинена цели демонстрации как наследия азербайджанских классиков, так и творчества молодых талантов, новых имен. Но, далеко забегая вперед, хочется вспомнить послесловие председателя СКА Ф.Ализаде, в котором не случайно прозвучала мысль: “Наша музыка является свидетельством того, что в истории азербайджанского народа были не одни только праздники, но и трагические страницы, как и в истории каждого народа”. Она и составляла одну из ведущих линий каркаса программы, вокруг которой выстроились “Карабахнаме” Васифа Аллахвердиева и “No comments” Руфата Халилова.

Написанная для сольного исполнения на таре, “Карабахнаме” представляет собой органично построенную балладу, в которой, на основе полиладовости, сочетаются азербайджанские музыкальные символы: героически приподнятый шур-шахназ и возвышенная лирика сегях - мугамный символ Карабаха. Исполнитель на таре, заслуженный артист Азербайджана Сахиб Пашазаде не только виртуозно преодолел технически достаточно сложную сторону баллады, но и чутко услышал богатство ее фактуры и образов.

Но мне, немного отдаляясь от контекста, хотелось бы остановиться на произведении “Мугамсаягы” Олега Ефимовича Фельзера (глубокоуважаемого композитора, большого знатока современной музыки и педагога, которого нет с нами вот уже 15 лет). В образном плане, а именно в своей тихо вымолвленной экспрессией, несуетливостью развертывания, эта композиция продолжила линию одноименного произведения А.Зейналлы, между тем, как ее сложная, многообразная ладо-интонационная основа, по структуре граничащая между модальной техникой и ладовой системой азербайджанской народной музыки, открыла новые грани в отношении преломления восточной монодии композиторским мышлением. Незабвенной экспрессией обладает мелодико-интонационный язык сочинения, иногда достигающий сонористического эффекта монодии более отдаленных народов (отчетливое возникновение ассоциации с экспрессией корейских и монгольских струнных напевов). Пьеса была выразительно исполнена скрипачом, выпускником Бакинской Музыкальной Академии Самиром Асадовым.

Еще с репетиции многим запомнилось “No comments” - сочинение Р.Халилова, посвященное трагическим событиям в селе Ходжалы в 1992 году. На едином дыхании чередовались три этапа развития мысли - возникший издалека наплыв горестных воспоминаний, возрождение трагических сцен событий в остро-драматических сопоставлениях, и наконец, глубоко скорбное послесловие рояля. Поразили выстраданно-переданные полутона, весьма органично зазвучала и сыграла свою экспрессивную роль магнитофонная запись (не воспроизведённая в предыдущих исполнениях). Передавая в целом впечатление от исполнения этого сочинения, думаю, в исполнении “Киевской Камераты” опус “No comments” нашёл своё яркое воплощение.

То же самое, думаю, можно отнести и к сочинению “Светлая печаль” Алии Мамедовой, которое даже несколько выделилось по своей новой эмоциональной окраске. Тщательно проработав детали и правильно расположив смысловые акценты, Маэстро Матюхин добился убедительной экспрессии произведения, в котором выражены различные состояния встревоженного моно-образа - его отчаянный протест, тихое соглашение и отзвуки надежды, замершие в выразительно-красивых созвучиях в конце.

Своего рода интермедийными номерами оказались прелюдии Джейхуна Аллахвердиева, настраивающие на лирико-пасторальные, благодушные образы, которые “Камерата” исполнила с увлеченностью. Сочностью контрастов, поданных на языке модальной техники с некоторыми элементами неофольклоризма, а также отделанностью формы и четкостью драматургии выделился Струнный концерт Фирудина Аллахверди.

И, наконец, как дань великим классикам, прозвучала симфония “Низами” Ф.Амирова. Глубоко и по-своему прочувствовав концепцию амировского цикла, Матюхин на едином дыхании и приподнятом forte-нюансе смог раскрыть все ее величие, благородный эпический пафос и грацию.

По-иному блеснул симфонический концерте - в патриотическом и несколько философическом настрое. Здесь сцену Колонного зала им. Н.Лысенко Национальной Филармонии Украины разделили Национальный Симфонический Оркестр Украины, а также дирижер, заслуженный деятель искусств Азербайджана Фахреддин Керимов и исполнители на народных инструментах С.Пашазаде и Ч.Муталлибова.

Не будет лишним отметить, что Ф.Керимов на сегодняшний день один из немногих дирижеров, кому удается поработать с большим и разнообразным репертуаром современной музыки. И это благодаря особому ощущению современных стилей, умению пронести ее "через себя". Своеобразно построенная программа в блестящей трактовке оркестра под руководством Ф.Керимова сделала симфонический концерт ярким, незабываемым, что было отмечено многими украинскими коллегами. Образная атмосфера репертуара выстраивалась вдоль линии попарно чередующихся состояний.

Так, ярко эпическое симфоническое полотно “Кероглы” С.Фараджева задав величественный тон всему концерту плавно уступило место классическому образцу А.Зейналлы - романсу “Страна моя”, которую тепло и душевно исполнил Народный артист Украины Гурбан Аббасов. В “Монологе” Рауфа Алиева своеобразно, в героико-трагическом духе запомнился образ родины. Последовавшая за ней фантазия Дадаша Дадашева “Узоры” для канона и симфонического оркестра внесла ярко этнический, жанровый колорит. Ее ажурно выстроенная и технически сложная мелодическая партия была мастерски исполнена солисткой Чинарой Муталлибовой.

Интересно прозвучал опус “Реминисценции” Азера Дадашева: в его центре стоял абстрагизированный образ, вокруг которого в сложном конфликте сталкиваются постепенно выплывающие из прошлого далекие воспоминания, выраженные в мотиве-анаграмме f-a-r-i-c и жесткая среда реальной жизни. Думаю, именно с этого сочинения общий образный настрой концерта перенесся в стихию философических размышлений, образовав ряд остро-драматических, более масштабных произведений.

Центральной же кульминацией всего вечера стало исполнение одного из знакового шедевра Кара Караева - Концерта для скрипки с оркестром, где в качестве солиста выступила заслуженная артистка Украины Богдана Пивненко. Несмотря на довольно сложную техническую сторону цикла, солистке удалось перенести аудиторию в мир сложных душевных состояний, в мир глубоко выстраданных экспрессий композитора.

Симфоническая притча “Where are you, Ulyses?” Джалала Аббасова на этот раз нашла более яркое, осмысленное исполнение. В четких драматических контрастах - угрожающе суровой, ностальгически-грациозной, торжественно-хоральной темах блеснули образы романа Дж.Джойса.

Последние сочинения - фреска “Сказки” Франгиз Ализаде и по-кавказски темпераментный “Азербайджанский танец” Мусы Мирзоева стали торжественным завершением симфонического вечера. Если попытаться войти в образный мир “Сказок” Ализаде, то он больше создавал эффект феерического мира народных сказок, оживших в сновидениях ребенка. Небольшая кода тара - цитата из мугама Баяты-Шираз в исполнении С.Пашазаде, на мой взгляд, помимо красивой лирической окраски, также выразила неизбежный вопрос-реакцию героя “почему?”.

Думается, концерт симфонической музыки в рамках Дней культуры Азербайджана оставил особо яркое воспоминание в памяти и украинских слушателей, и гостей из руководства, и непосредственно нас - самих участников. Хотелось бы отметить удивительно теплые слова заместителя Министра Культуры и Туризма Украины Т.Кохана: “Вот я, как обыкновенный зритель, просто хочу поблагодарить вашего маэстро.

Мы рады тому, что сегодня ваши артисты подарили действительно большой праздник для наших зрителей. Сегодня мы видим результаты работы Министерство Культуры и Туризма Украины и Азербайджана. Я рад тому, что нашими президентами очерчено не только стратегическое партнерство в экономической сфере, но и направление развития в духовном плане”. В непосредственное завершение симфонического вечера внес свое резюме Посол Азербайджана в Киеве Э.Мадатли: “Действительно, культура больше всех средств объединяет наши народы и, слава Богу, в данном направлении мы постоянно движемся вперёд, к лучшему. Поэтому я всех нас поздравляю с сегодняшним праздником и думаю, что совместное творчество всегда даст хорошие результаты. Вот и сегодня мы стали свидетелем большой и плодотворной работы”.

Небезынтересным завершением музыкальных встреч стал круглый стол на тему “Украинско-азербайджанские музыкальные связи”, в котором динамично следовали беседы и выступления музыкантов. Обширный обзор жанрово-структурных сторон мугама с музыкальной иллюстрацией в живом исполнении мугамного трио прозвучал в докладе музыковеда, доктора искусствоведения, Секретаря Правления Лалы Гусейновой.

Небольшой дискуссионный элемент был внесен вопросом исследователя-музыковеда Юрия Чекана об обучении мугамному искусству в условиях Болонской системы, на который последовал обширный ответ Франгиз Ализаде, где была четко выделена роль исследователей азербайджанской народной музыки, роль мугамных конкурсов и фестивалей. В заключение, было представлено небольшое сообщение автора этих строк в котором в обобщающей форме были резюмированы ведущие тенденции творчества молодых композиторов, а также охарактеризована работа СКА с молодым поколением композиторов и исполнителей на сегодняшний день.

Развитие межкультурных отношений, думается, миссия сложная и интересная. И когда в эту благородную миссию вовлекаются и госструктуры, и творческие организации, когда вносят свою лепту выдающиеся деятели искусств, то она действительно восходит в ранг событий большой общественной и исторической значимости. Поэтому с особой признательностью хочется поблагодарить всех организаторов, во главе с председателями Союзов Композиторов Украины и Азербайджана - И.Щербакова и Ф.Ализаде, за блестяще проведенный фестиваль! Думается, большая работа в направлениях репрезентации культурного наследия и креативного сотрудничества в совершенно разных жанровых сферах - еще впереди!


Автор: Туран Мамедалієва
Колективи: Національний ансамбль солістів "Київська камерата"
Диригенти: Валерій Матюхін
Музикознавці: Юрій Чекан
Діячі мистецтв: Ігор Щербаков
Джерело: kultura.az



Інші:

Українсько-польські музичні мости Фонду “Pro Musica Viva”
ОПЕРА В ЕПОХУ ЗЛОДІЙСТВА
ЄВРОБАЧЕННЯ - МУЗИКА І НЕ ТІЛЬКИ
Правила ринку: агент Линів пояснив, чому диригенти виконують твори російських композиторів
В Мюнхені запрошують на «Страту» та «Дванадцяту ніч»
Національна опера України поставить оперу "Конотопська відьма"
Українська опера Chornobyldorf виборола Премію Королівського філармонічного товариства
А ви знали, що Шевченко міг би стати й відомим музикантом?
Премʼєри в імʼя Перемоги
ЛІТЕРАТУРА З МУЗИКИ, МУЗИКА З ЛІТЕРАТУРИ
«Незламні»: музичне послання українців у другу річницю початку повномасштабної війни
«Десять років чекаємо на перемогу»: історія оркестру, який двічі з дому вигнала війна
Найкращий концерт Кіровоградської філармонії - попереду. Він буде присвячений Дню перемоги!
Музичні інструменти змінили на автомати: історії артистів театру Одеси
Оновлений репертуар, літній фестиваль та інтерактивна "Ластівка Щедрика": майбутнє Івано-Франківської філармонії в баченні Володимира Рудницького
Змінив пуанти на армійські берці: згадаймо артиста балету Ростислава Янчишена
"Музичні вечори у будинку родини Мейтусів"
«Для мене дім – там, де серце» – Віктор Рекало, автор музики до балету про вимушену міграцію «Дім»
Як розтопити «Крижане серце»?
В Одеській опері відновили незвичайну виставу
Хмельницький фаховий музичний коледж ім. В.І.Заремби: 65 років від дня заснування
До дня Соборності: в Національній опері представлять всеукраїнський музичний проєкт
Як доктор мистецтвознавства став... диригентом
Досліджуємо славні сторінки бандурного мистецтва
На Волині в Горохові привітали з 80-річчям відомого композитора
Роман Орленко-Прокопович - ім’я між забуттям і легендами
“Пісні для України” з Лондона
“54 хвилини до Різдва”
Диск "Зимовий шепіт" від піаністки Віоліни Петриченко
Українські переклади лібрето світових опер в Україні
Військовий зі Львова випустив альбом фортепіанної музики, яку створив на передовій
Раду Поклітару - герой книжки
Сенсаційні знахідки та версії Трипільської культури - “ світової колиски”
У Львівській філармонії визначили переможців Конкурсу молодих вокалістів імені Сліпака
Концерт-реконструкція «Гай, Рожество!»
Сторіччя Балетної трупи Одеської опери
Харизматичний диригент українського походження, який втілив "американську мрію": хто такий маестро Леонард Бернстайн
"Вистави ще немає, але є кредит довіри": продюсерка Opera aperta про співпрацю з міжнародним фестивалем O.Festival
В Ужгороді відкрили мініскульптуру на честь графа Нандора Плотені
Понад 200 народних пісень: де шукають і кому співають солістки ансамблю "Антонівчанка" з Прилуччини
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
203.jpg