Надежда Юрийчук об органе и о себе | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Надежда Юрийчук об органе и о себе
Юрійчук Надія Анатоліївна
Надежда Юрийчук об органе и о себе
9 листопада 2016, середа
Поширити у Facebook

Орган — король музыкальных инструментов, один из древнейших и самый большой клавишно-духовой инструмент в мире.

В эксклюзивном интервью «Вістям» солистка Дома органной и камерной музыки, доцент Днепровской академии музыки им. М. Глинки, заслуженная артистка Украины Надежда Юрийчук рассказала о своей детской мечте, особенностях преподавания игры на органе, выступлениях в Италии, Франции, Германии и Нидерландах.


Надежда Юрийчук

ПУТЬ К МЕЧТЕ

— Надежда, расскажите, почему решили освоить самый большой в мире музыкальный инструмент?

— Мне было пять лет, когда родители отвели в музыкальную школу. Выбор очевиден, так как мама — преподаватель по классу фортепиано, а отец — настройщик ­музыкальных инструментов. Родители и учителя увидели во мне талант, и я начала заниматься в центральной ­музыкальной школе при Днепропетровском музыкальном училище. Через несколько лет в наш город привезли орган немецкой фирмы «Зауэр». Мы с папой присутствовали при установке. А после стажировки в Германии отец стал органным мастером. Помню, как впервые услышала впечатляющее звучание короля инструментов. Тогда я твердо решила во что бы то ни стало стать органисткой.

— И Вы начали свой путь к мечте…

— Сперва окончила музыкальное училище в Днепре, затем занималась у профессора Галины Булыбенко в Киевской консерватории. В Украине только в столице можно было изучать профессионально орган. Далее — Московская академия музыки им. Гнесиных. Я совмещала обучение с выступлениями в Днепре; еще будучи студенткой стала солисткой нашего Дома органной и камерной музыки. Также играла почти во всех городах Украины.

ИНСТРУМЕНТ БАХА

— У Вас за плечами — множество конкурсов и концертов. Какие вспоминаете с особой ностальгией?

— Период учебы в Гнесинке был очень насыщенным. Заслуженный артист Александр Фисейский организовывал своим студентам мастер-классы в городах Германии, где у нас была возможность играть на исторических органах, среди которых — инструмент самого Баха. В 2005-м году я стала лауреатом национального конкурса. В 2009-м — дипломантом международного конкурса Soli Deo Gloria; призом была поездка и возможность дать концерт во Франции. Призовые поездки этого конкурса организовывали члены международного жюри. Знаменитый французский органист Сильвен Плюйо познакомил нас с известным исполнителем Оливье Латри и выдающимся композитором Тьерри Эскэшем. В тот Пасхальный вечер они играли мессу в Нотр-Дам де Пари. Это потрясающее событие навсегда осталось в моем сердце.

— Есть ли еще ­моменты, о которых приятно вспомнить?

— Конечно. Один из наиболее ярких — мое выступление в Ватикане. Все началось с того, что планировала дать концерт в Риме. Органист Ватикана Джанлука Либертуччи, который также был в жюри на конкурсе Soli Deo Gloria, сказал, чтобы я обязательно сообщила о приезде в Италию. На мой звонок ответил лаконично: «Встретимся у Собора святого Петра, возьмите ноты». Меня ждало увлекательное знакомство с этим величественным храмом и его органом. Когда мы подошли к инструменту, Либертуччи спросил, хочу ли я исполнить мессу. Для меня — огромная честь играть на столь выдающемся инструмен­те для прихожан, паломников и туристов. Очень важно было достойно представлять Украину в Ватикане, так как до меня этого еще никто не делал.

«КЛЮЧИКИ» К УЧЕНИКАМ

— Где еще за пределами Украины звучала органная музыка в Вашем исполнении?

— На концертах и фестивалях во французских городах: Нарбонне, Пезенасе, Рошфоре и Дижоне, многих городах Германии и Голландии. Знаковым было выступ­ление в Риге — в Домском соборе. В этом храме установлен один из самых больших органов на постсоветском пространстве.

— Как складывалось в родном городе?

— После окончания учебы вернулась сюда. Тогда Днепровская консерватория приобрела электронный орган, и ректор предложил мне открыть класс. Я с удовольствием согласилась. Уже четыре года обучаю пианистов этому увлекательному курсу.

— Можете назвать самое трудное и самое радостное в жизни преподавателя?

— Я не могу сказать, что есть что-то непреодолимо сложное. Я люблю то, что делаю. Мне нравится постоянно искать «ключики» и новые подходы к студентам. Ведь каждый из них — индивидуальность. Учителя в моей жизни — не просто люди, которые провели урок и ушли. Это наставники, которым безгранично доверяю. И я стремлюсь быть такой же для студентов.

СОБЕРУТСЯ В ДНЕПРЕ

— Надежда, расскажите о днепровском органе.

— Орган — это клавишно-духовой инструмент. В нашем — два мануала (клавиатуры), педальная клавиатура, 30 регистров, 2074 трубы. Вес его — около двенадцати тонн. Над созданием инструмента работала одна из самых лучших немецких органно-строительных компаний. Что интересно, во всем мире нет двух одинаковых органов, даже одной фирмы.

— Как много в Украине органных залов? И насколько, по Вашему мнению, развита органная музыка в нашей стране, в частности, в Днепре?

— В странах, где основное веро­исповедание — католицизм, органная музыка чаще всего звучит в церквях. В Украине органные залы находятся практически во всех крупных городах. Но есть и в католических храмах, где этот инструмент — неотъемлемая часть мессы. Хорошим показателем развития считаю то, что в нашей стране есть много талантливых музыкантов и перспективных студентов. В Днепровском Доме органной и камерной музыки проходят концерты и представления для людей разного возраста и предпоч­тений. Год назад мы создали автобиографический музыкальный спектакль «Код Баха». А недавно сделали постановку о жизни Чайковского, в которой широко представлена вокальная и инструментальная музыка, оперное творчество композитора. А также участвуют оркестр и балерина. Еще важный показатель развития — предстоящий в ноябре визит одного из лучших органистов Германии — Вольфганга Церера — в рамках «Баховской академии». На мастер-классы в Днепр соберутся органисты со всей Украины.


Автор: Катерина Чередніченко
Виконавці: Надія Юрійчук
Концертна організація: Дніпропетровський будинок органної і камерної музики
Джерело: Вісті Придніпров'я



Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine