Одесский американец и его муза Аида | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
Одесский американец и его муза Аида
Ерл Хобарт
Одесский американец и его муза Аида
Интервью с дирижером Хобартом Эрлом
1 березня 2014, субота
Поширити у Facebook

21 февраля в Национальном академическом театре оперы и балета имени А. Соловьяненко оперой "Аида" дирижировал народный артист Украины Хобарт ЭРЛ. В нашей стране его называют "одесским американцем". Хобарт Эрл родился в Венесуэле и является гражданином США. С 1992 года он художественный руководитель и главный дирижер Национального одесского филармонического оркестра.
 
Ранее маэстро возглавлял Венский камерный оркестр, симфонический оркестр Tonkuenstler и Noord-Nederlands Orkestr в Голландии, в США - дирижировал филармоническими оркестрами. Был основателем и художественным руководителем камерного оркестра American Music Ensemble Vienna/Ensemble for Viennese Music New York, а также возродил малоизвестные произведения конца XIX - начала ХХ века. Его заслуги на музыкальной ниве отмечены различными наградами и почетными званиями.

С одесским оркестром Хобарт Эрл выступал в лучших концертных залах мира. Учитывая его богатый музыкальный опыт, с таким человеком было интересно пообщаться перед репетицией в театре. Представляя своего одесского коллегу, главный дирижер "Донбасс Опера", народный артист Украины Василий Василенко отметил: "Его муза родом из Донбасса, это его жена Аида. И Хобарт дирижирует у нас оперой "Аида", которую посвящает своей жене".
 
- Расскажите, пожалуйста, как вы познакомились со своей музой?

- Моя жена родом из Донецка, жила в вашем городе до пятилетнего возраста. Этот областной центр - ключевой для нашей семьи, мои тесть и теща познакомились в Донецке, в начале 60-х годов в ДК имени Куйбышева. Во Дворце культуры был большой хор, тесть работал шахтером, но у него замечательный талант от природы, его называют кавказским тенором, и он мог стать большой оперной звездой, если бы имел возможность получить специальное образование. С моей музой мы познакомились в одесском оркестре, где она работает первой скрипкой. Я впервые в Донецке, но много наслышан о нем, здесь живут братья и сестры тестя. Я с удовольствием посмотрю ваш город и начну знакомство с ДК имени Куйбышева. Мне очень приятно находиться здесь. Если сравнивать с Одессой, то у вас чувствуется широта, какой-то масштаб.
 
- Вы более двадцати лет живете в Украине. Чем вас привлекла наша страна?

- Я коренной американец, но первые 12 лет жизни провел в Каракасе в Венесуэле, выучил сразу два языка - английский и испанский, потом французский. Затем я учился в Шотландии, где впервые увидел снег. А спустя семь лет приехал в Америку, окончил Принстонский университет, поступил в аспирантуру в Вене и провел там счастливые годы. В 1990 году мы впервые приехали на гастроли в СССР с американской программой. Для нас это было огромное событие, мы не представляли, что попадем в СССР и будем там выступать. Мы гастролировали в трех городах - Питер, Москва, Одесса. Я не думал, что снова вернусь. Но меня пригласили, и я приехал к одесскому оркестру в апреле 1991 года. Если бы не некоторые обстоятельства, моя жизнь сложилась бы иначе. 90-е годы были очень трудные для оркестра. Мы много гастролировали, в то время был создан творческий фундамент оркестра, его рост продолжается и сейчас, приходят молодые кадры.
 
- Вы уже дирижировали оперой "Аида"?

- Нет, для меня это будет дебют. В прошлом году я дирижировал оперой "Набукко" во Львове, иногда дирижирую постановками в Национальной опере в Греции. Но я много гастролирую как симфонический дирижер. Моя мама была хормейстером, и я пел в хоре в Вене. Есть такая традиция, что студенты-дирижеры идут в хор и поют. Мне приятно работать с вашим хором, мы плодотворно провели четырехчасовую репетицию, они очень гибко реагировали на некоторые нюансы. Я хочу поздравить ваш театр с Госпремией имени Т. Шевченко, которую он получил.
 
- В сравнении с Европой, насколько востребована классическая музыка на вашей родине в Венесуэле?

- Я горжусь тем, что благодаря Венесуэле открылась перспектива для всего мира. У нас уникальная ситуация с приобщением молодежи к классической музыке. Венесуэльский национальный молодежный оркестр уже стал "визитной карточкой" страны. Они играют в лучших концертных залах мира. После выступления в Карнеги-холле их высоко оценила нью-йоркская критика. В Латинской Америке музыка в крови у жителей. И первые гастроли Венского филармонического оркестра под управлением Рихарда Штрауса были не в США, а в Буэнос-Айресе в театре Колумба. Европейская цивилизация привила вкус к классической музыке на латиноамериканском континенте.

В Каракасе есть школа имени Эмиля Фридмана. Этот выдающийся скрипач создал целую струнную школу, которая до сих пор выпускает талантливых музыкантов. Есть венесуэльская система молодежных оркестров, созданная Хосе Антонио Абреу. Он пришел к выводу, что симфоническая музыка очень полезна для молодежи и разработал социальный проект, чтобы спасти детей от дурных привычек улицы, от наркотиков. Ребятам дают музыкальные инструменты и воспитывают их на классической музыке. В Венесуэле создана целая сеть молодежных оркестров по всей стране. Их поддерживает и финансирует правительство. Это очень полезный социальных проект, его по достоинству оценили в других странах. Эту идею перенимают в Лос-Анджелесе, Шотландии. На концерты молодежных оркестров полный аншлаг. В Венесуэле любят русскую классическую музыку, ее открытость, эмоциональность. Для будущего классической музыки очень важно воспитывать молодежь на этой культурной базе.
 
- Дирижер из Донецка выступал у вас в Одессе, вы приехали к нам. Чем полезна такая практика и насколько она распространена?

- Это соответствует мировой практике и очень полезно для оркестра. Я иногда дирижирую в Киеве, в других городах, а столичные дирижеры регулярно приезжают в Одессу. В оперных театрах тоже придерживаются такой традиции. Это бывает тяжело для гастролера, потому что получается мало репетиций.
 
- Вы дирижировали на премьерах современной музыки. Какое место она занимает в вашей творческой деятельности?

- В Принстонском университете я учился у великих американских композиторов XX века, которые были лично знакомы с И.Ф. Стравинским. Как студент, я интересовался современной музыкой, и в Вене мое увлечение продолжилось. Исполнением современной музыки я начал дирижировать в Австрии и продолжил в Одессе. Сейчас я записал с Государственным симфоническим оркестром имени Светланова в Москве диск с современными сочинениями. Две недели назад дирижировал новым концертом композитора Алексея Рыбникова. Мне нравится разная современная музыка - авангард, неоромантизм… Все великие исполнители играли современную музыку.
 
- На ваш взгляд, что самое сложное в работе дирижера?

- Организовать некоторые музыкальные моменты, нюансы. Мне это трудно объяснить, но все зрители их чувствуют. Хотя это субъективное суждение: музыка воспринимается по-разному каждым человеком, и кто-то может почувствовать то, что его сосед не заметил. Дирижер должен передать музыку во всех оттенках через ее исполнителей.


Автор: Маріна Пархоменко
Диригенти: Хобарт Ерл
Концертна організація: Донецький національний академічний театр опери та балету імені А. Солов’яненка
Джерело: vecherka.donetsk.ua



Інші:

«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
741.jpg