От хора к театру | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
От хора к театру
Академічний камерний хор
Струць Павло Петрович
От хора к театру
Павел СТРУЦЬ о реалиях жизни муниципального коллектива
7 грудня 2018, п'ятниця
Поширити у Facebook

Академический камерный хор "Крещатик" на сегодняшний день является одним из ведущих художественных коллективов государства. В творчестве артистов в последнее время наблюдаются новые интересные тенденции, что отмечают как профессионалы, так и слушатели. Среди них, в частности - создание оригинальных тематических программ. Две из них были показаны недавно в Киеве. Речь идет о гранд-концерте "O, FORTUNA!", посвященном 160-летию со дня рождения Джакомо Пуччини, и полярно противоположной по жанру и содержанию импрезе "Choir Smiles"/"Классика шутя".

В ближайших планах - подготовка проекта ко Дню Николая на основе известной повести Чарльза Диккенса о Скрудже (авторская музыка Андрея Бондаренко, где композитор сумел совершенно неукраинскую историю адаптировать к нашим реалиям)...

- Идея провести вечер "O, FORTUNA!" возникла у нас в конце прошлого года, когда было решено сделать ко Дню достоинства и свободы яркий концерт. Мы такие импрезы проводим ежегодно, - рассказал художественный руководитель и главный дирижер хора Павел СТРУЦЬ. - В прошлом году гостем хора "Крещатик" был Андрей Бондаренко, известный певец, который выступает на ведущих сценах Европы. Он исполнял произведения из своего репертуара. В этот раз решили пригласить солистов из Национальной оперы Украины - Татьяну Пиминову, Ксению Бахритдинову, братьев Петра и Павла Приймаков, солистов Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества Дарию Литовченко, Сергея Москальчука и других.

К сожалению, камерным составом хора мы имеем мало возможностей исполнять классическую музыку выдающихся европейских композиторов с какой-то мировой звездой. Но для нас было принципиальным, чтобы именно в Большом зале НМАУ проходили концерты, посвященные людям, которые погибли на Майдане.

- Где-то с 2015 года ваш коллектив стал экспериментировать в направлении хорового театра...

- В действительности это началось еще в 2007-м. Мы внедрили проект "Солнцеворот украинского обрядового пения", привязанный к календарному циклу народных праздников. В первом концерте были обыграны зимние обряды, далее - "Диво-Весно", где звучали веснянки-гаевки, потом купальские ритуалы и обжиночная программа "Свадебный хлеб". Сотрудничали с хореографом Аллой Рубиной - нестандартным человеком, который не обдумывает все заблаговременно, а рождает идеи спонтанно. По-видимому, в этом - ее изюминка, и в итоге получается хороший продукт. Это были интересные программы. Две из них - "Купало" и "Свадебный хлеб" - существуют доныне.

- Программу "Классика шутя" вы называете спектаклем.

- Идея была создать юмористическую программу на основе известных классических шлягеров, таких как "Полет шмеля", "Турецкое рондо", "В пещере Горного короля", фрагменты из опер "Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник" и тому подобное. Мы пригласили к сотрудничеству талантливых композиторов Веронику Тормахову и Евгения Петриченко, которые согласились сделать из инструментальной музыки хоровые аранжировки. Они предложили классические мелодии сочетать с популярными песнями. Например, "Сулико" и "Болеро" Равеля, "Цыганскую песню" из "Кармен" и известную композицию рок-группы "Nirvana", "Алилуя" Генделя и "Марш победителей" из фильма "Звездные войны". Вы, наверное, не представляете, как оно звучит вместе, но эти совершенно нестандартные идеи очень тонко, органично, красиво воплощены, - создается впечатление, что так было всегда! Это придает шарма и вызывает интерес у публики.



Проект пережил лишения, имел разных творцов, но в итоге получился интересным, потому что каждый, кто приобщался к нему на определенных этапах, вносил что-то свое. Определенную точку в этом процессе поставила Елена Столярова, но окончательно все "обернула и сделала конфетку" Анастасия Гнатюк. Сейчас она - один из наиболее интересных, чрезвычайно креативных молодых режиссеров.

- Идея хорового театра - не нова. Разные хоры, в том числе украинские, обращаются к ней. Скажем, Александр Вацек с "Ореей", Николай Гобдич с хором "Киев"...

- Мы ежегодно создаем сюжетно-тематическую программу. Перед "Choir Smiles" поставили "Украинское ожерелье песен" - новый взгляд на фольклор.

Нестандартная современная аранжировка и актерская игра позволяют подать украинскую народную песню - казалось бы, такую известную и порой заезженную - в абсолютно неожиданном свете. Мы эту программу в течение трех лет показываем и собираем полные залы. У нас практически нет бесплатных концертов. Мы должны выполнять определенные планы - проблема самоокупаемости.


- У хора есть своя публика, которая отслеживает именно ваши выступления?

- Да, но чтобы привлечь более широкий круг слушателей, нужно что-то особое, и именно это стало причиной обращения к театрализованному направлению в творчестве. Например, программа "Happy Day" содержит лучшие спиричуэлсы, которые мы смогли найти. С этим - проблема, потому что у нас не всегда есть доступ к музыке, которая нравится, следует вести переговоры с обладателем авторских прав и, в конце концов, за ноты нужно заплатить немалые деньги - от 100-150 евро. Получилась хорошая музыкальная подборка, которую Анастасия Гнатюк очень красиво поставила, - каждая композиция имеет свои решения: игровые, сценические, пластические. Артисты у нас - молодые, креативные, им это чрезвычайно интересно...

"Choir Smiles" мы ставили уже восьмой раз! Очень непросто, когда выпадает кто-то из артистов и следует ввести в программу нового человека, который должен выучить наизусть 30 партитур, к тому же ему нужно двигаться на сцене... Трудно за короткий срок справиться с таким объемом материала. Кадровое изменение - существенная проблема. Причины разные, в том числе и экономические. Нам чрезвычайно сложно соревноваться с национальными коллективами: зарплату имеем как минимум в два раза меньшую, а работать нужно порой намного больше.

- Хор "Крещатик" создавался как коллектив, направленный на популяризацию современной украинской музыки. Вы поете много произведений украинских композиторов, принимаете участие в ведущих украинских фестивалях "Киев Мюзик Фест", "Музыкальные премьеры сезона" и многих других.

- Постоянными участниками этих фестивалей мы являемся уже давно. А вот последние четыре года даем как минимум по два концерта - духовной и светской музыки. Вначале нам было очень сложно. Это же не просто переключить какой-то клапан в себе. Когда мы исполняли разные программы, причем не только по стилистике музыки, но и по манере звукоизвлечения, - например, хиты из кинофильмов, шлягеры ХХ в., а потом, например, концерты Веделя, я и сам должен был кое-что преодолевать в себе. Но сейчас это уже отработано.

- Это доказательство высокого профессионального уровня - актерского и вокального.

- Исполнительская форма коллектива на данный момент - очень хорошая. В прошлом году мы выступали в Польше на одном из самых престижных международных фестивалей духовной музыки "Хайнувка", где соревновались с чрезвычайно сильными коллективами из России, Литвы, Беларуси и других стран и достаточно уверенно победили. Звучала музыка Артемия Веделя, Симеона Пекалицкого. Мы получали невероятное удовольствие от того, что делаем. Видно, это почувствовали не только мы, но и члены жюри, и зал, которые по условиям соревнования не имели права аплодировать после выступления конкурсантов. Сам председатель жюри Ромуальд Твардовский не выдержал и начал хлопать в ладоши, а за ним и все остальные.

- Сейчас у нас происходит всплеск конкурсов: вокальных ансамблей и хоров имени Дмитрия Бортнянского в Киеве, вокалистов и хоров в Тернополе, хоровой конкурс имени Леонтовича, который возрождается после 8 лет забвения. То есть украинская нация в который раз демонстрирует свою певческую природу и способность преодолевать экономические трудности. С чем это связано?

- Если взять последнее десятилетие, Киев, в частности НМАУ, то я связал бы это с появлением во главе Студенческого хора Евгения Савчука. Сейчас исполнительское мастерство и педагогическая практика вышли на совершенно новый уровень. Каждый будущий хормейстер подходит к своему "инструменту" - хору - и самостоятельно делает программу. Он знакомится с совершенно разной музыкой: это может быть эпоха Возрождения, романтика и тому подобное. И это воспитывает музыкантов высокого уровня. Тем более, когда у руля стоит действительно выдающийся мастер своего дела. Студенты имеют возможность слышать его, работать под его руководством и учиться тому, что он им дает. Чрезвычайно важно и то, что хоровое сообщество активизировалось под руководством Александра Тарасенко - нового председателя Хорового общества имени Николая Леонтовича. По его инициативе проходит много мероприятий, летние хоровые академии, концерты и тому подобное. Сформировался новый фундаментальный подход к воспитанию будущих дирижеров. Если раньше многие выпускники вузов хотели остаться в Киеве, то сейчас они едут к себе на малую родину и создают там замечательные хоровые коллективы.


Автор: Ольга Голинская
Колективи: Академічний камерний хор "Хрещатик"
Диригенти: Павло Струць
Джерело: Газета День



Інші:

«В Україні надзвичайно цінують органне мистецтво»
Віталій Пальчиков: "Одержимість ідеєю я взяв за основу..."
Анжеліна Швачка: «Оперний співак повинен мати залізну волю і залізні нерви»
Концерт заради миру: як Омар Арфуш змінює світ через музику
Диригентка Оксана Линів — про дебют в Метрополітен-опера і просування української музики в світі
"У нас іншого шляху немає, ми мусимо інтегруватися в світову культуру" – Струтинський
Йорг Цвікер: «Якщо тримати очі відкритими, життя пропонує стільки чудових речей!»
Незрівнянний світ краси: що розповідає і що приховує фільм про Назарія Яремчука
Музична керівниця Національної філармонії Наталія Стець: «Представили за сезон понад 1 тис. 120 концертів»
Як готують шоу Within Temptation на ATLAS UNITED 2024 — інтерв'ю з композиторкою Марією Яремак
Наталія Пасічник, директорка Українського інституту у Швеції
Петро Качанов: «Без глядачів театр – це просто приміщення»
Я не заспівала жодної російської опери, — Софія Соловій
«Елегія військового часу»
Головний диригент Полтавського театру імені Гоголя Олександр Сурженко відзначає 65-річний ювілей
Ярослав Ткачук: життя у… балеті
Андрейс Осокінс, латвійський піаніст
КОМПОЗИТОРКА БОГДАНА ФРОЛЯК: «ТРАГІЗМ, СВІТЛО, ДРАМАТИЗМ І НАДІЮ ПЕРЕЖИВАЄМО МИ, УКРАЇНЦІ, В ЦЕЙ ТЯЖКИЙ ЧАС ВІЙНИ»
Світова зірка Людмила Монастирська
Роман Григорів, Ілля Разумейко: «Сучасне мистецтво, сучасна опера — це те, що відрізняє нас від росії»
«В Європі почали слухати українську музику»
Диригентка Оксана Линів: Чайковського треба українізувати
Творчий шлях композитора і диригента з Луцька Володимира Рунчака
"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
6.jpg