От хора к театру | Music-Review Ukraine
Головна
Інтерв'ю
От хора к театру
Академічний камерний хор
Струць Павло Петрович
От хора к театру
Павел СТРУЦЬ о реалиях жизни муниципального коллектива
7 грудня 2018, п'ятниця
Поширити у Facebook

Академический камерный хор "Крещатик" на сегодняшний день является одним из ведущих художественных коллективов государства. В творчестве артистов в последнее время наблюдаются новые интересные тенденции, что отмечают как профессионалы, так и слушатели. Среди них, в частности - создание оригинальных тематических программ. Две из них были показаны недавно в Киеве. Речь идет о гранд-концерте "O, FORTUNA!", посвященном 160-летию со дня рождения Джакомо Пуччини, и полярно противоположной по жанру и содержанию импрезе "Choir Smiles"/"Классика шутя".

В ближайших планах - подготовка проекта ко Дню Николая на основе известной повести Чарльза Диккенса о Скрудже (авторская музыка Андрея Бондаренко, где композитор сумел совершенно неукраинскую историю адаптировать к нашим реалиям)...

- Идея провести вечер "O, FORTUNA!" возникла у нас в конце прошлого года, когда было решено сделать ко Дню достоинства и свободы яркий концерт. Мы такие импрезы проводим ежегодно, - рассказал художественный руководитель и главный дирижер хора Павел СТРУЦЬ. - В прошлом году гостем хора "Крещатик" был Андрей Бондаренко, известный певец, который выступает на ведущих сценах Европы. Он исполнял произведения из своего репертуара. В этот раз решили пригласить солистов из Национальной оперы Украины - Татьяну Пиминову, Ксению Бахритдинову, братьев Петра и Павла Приймаков, солистов Киевского муниципального театра оперы и балета для детей и юношества Дарию Литовченко, Сергея Москальчука и других.

К сожалению, камерным составом хора мы имеем мало возможностей исполнять классическую музыку выдающихся европейских композиторов с какой-то мировой звездой. Но для нас было принципиальным, чтобы именно в Большом зале НМАУ проходили концерты, посвященные людям, которые погибли на Майдане.

- Где-то с 2015 года ваш коллектив стал экспериментировать в направлении хорового театра...

- В действительности это началось еще в 2007-м. Мы внедрили проект "Солнцеворот украинского обрядового пения", привязанный к календарному циклу народных праздников. В первом концерте были обыграны зимние обряды, далее - "Диво-Весно", где звучали веснянки-гаевки, потом купальские ритуалы и обжиночная программа "Свадебный хлеб". Сотрудничали с хореографом Аллой Рубиной - нестандартным человеком, который не обдумывает все заблаговременно, а рождает идеи спонтанно. По-видимому, в этом - ее изюминка, и в итоге получается хороший продукт. Это были интересные программы. Две из них - "Купало" и "Свадебный хлеб" - существуют доныне.

- Программу "Классика шутя" вы называете спектаклем.

- Идея была создать юмористическую программу на основе известных классических шлягеров, таких как "Полет шмеля", "Турецкое рондо", "В пещере Горного короля", фрагменты из опер "Свадьба Фигаро", "Севильский цирюльник" и тому подобное. Мы пригласили к сотрудничеству талантливых композиторов Веронику Тормахову и Евгения Петриченко, которые согласились сделать из инструментальной музыки хоровые аранжировки. Они предложили классические мелодии сочетать с популярными песнями. Например, "Сулико" и "Болеро" Равеля, "Цыганскую песню" из "Кармен" и известную композицию рок-группы "Nirvana", "Алилуя" Генделя и "Марш победителей" из фильма "Звездные войны". Вы, наверное, не представляете, как оно звучит вместе, но эти совершенно нестандартные идеи очень тонко, органично, красиво воплощены, - создается впечатление, что так было всегда! Это придает шарма и вызывает интерес у публики.



Проект пережил лишения, имел разных творцов, но в итоге получился интересным, потому что каждый, кто приобщался к нему на определенных этапах, вносил что-то свое. Определенную точку в этом процессе поставила Елена Столярова, но окончательно все "обернула и сделала конфетку" Анастасия Гнатюк. Сейчас она - один из наиболее интересных, чрезвычайно креативных молодых режиссеров.

- Идея хорового театра - не нова. Разные хоры, в том числе украинские, обращаются к ней. Скажем, Александр Вацек с "Ореей", Николай Гобдич с хором "Киев"...

- Мы ежегодно создаем сюжетно-тематическую программу. Перед "Choir Smiles" поставили "Украинское ожерелье песен" - новый взгляд на фольклор.

Нестандартная современная аранжировка и актерская игра позволяют подать украинскую народную песню - казалось бы, такую известную и порой заезженную - в абсолютно неожиданном свете. Мы эту программу в течение трех лет показываем и собираем полные залы. У нас практически нет бесплатных концертов. Мы должны выполнять определенные планы - проблема самоокупаемости.


- У хора есть своя публика, которая отслеживает именно ваши выступления?

- Да, но чтобы привлечь более широкий круг слушателей, нужно что-то особое, и именно это стало причиной обращения к театрализованному направлению в творчестве. Например, программа "Happy Day" содержит лучшие спиричуэлсы, которые мы смогли найти. С этим - проблема, потому что у нас не всегда есть доступ к музыке, которая нравится, следует вести переговоры с обладателем авторских прав и, в конце концов, за ноты нужно заплатить немалые деньги - от 100-150 евро. Получилась хорошая музыкальная подборка, которую Анастасия Гнатюк очень красиво поставила, - каждая композиция имеет свои решения: игровые, сценические, пластические. Артисты у нас - молодые, креативные, им это чрезвычайно интересно...

"Choir Smiles" мы ставили уже восьмой раз! Очень непросто, когда выпадает кто-то из артистов и следует ввести в программу нового человека, который должен выучить наизусть 30 партитур, к тому же ему нужно двигаться на сцене... Трудно за короткий срок справиться с таким объемом материала. Кадровое изменение - существенная проблема. Причины разные, в том числе и экономические. Нам чрезвычайно сложно соревноваться с национальными коллективами: зарплату имеем как минимум в два раза меньшую, а работать нужно порой намного больше.

- Хор "Крещатик" создавался как коллектив, направленный на популяризацию современной украинской музыки. Вы поете много произведений украинских композиторов, принимаете участие в ведущих украинских фестивалях "Киев Мюзик Фест", "Музыкальные премьеры сезона" и многих других.

- Постоянными участниками этих фестивалей мы являемся уже давно. А вот последние четыре года даем как минимум по два концерта - духовной и светской музыки. Вначале нам было очень сложно. Это же не просто переключить какой-то клапан в себе. Когда мы исполняли разные программы, причем не только по стилистике музыки, но и по манере звукоизвлечения, - например, хиты из кинофильмов, шлягеры ХХ в., а потом, например, концерты Веделя, я и сам должен был кое-что преодолевать в себе. Но сейчас это уже отработано.

- Это доказательство высокого профессионального уровня - актерского и вокального.

- Исполнительская форма коллектива на данный момент - очень хорошая. В прошлом году мы выступали в Польше на одном из самых престижных международных фестивалей духовной музыки "Хайнувка", где соревновались с чрезвычайно сильными коллективами из России, Литвы, Беларуси и других стран и достаточно уверенно победили. Звучала музыка Артемия Веделя, Симеона Пекалицкого. Мы получали невероятное удовольствие от того, что делаем. Видно, это почувствовали не только мы, но и члены жюри, и зал, которые по условиям соревнования не имели права аплодировать после выступления конкурсантов. Сам председатель жюри Ромуальд Твардовский не выдержал и начал хлопать в ладоши, а за ним и все остальные.

- Сейчас у нас происходит всплеск конкурсов: вокальных ансамблей и хоров имени Дмитрия Бортнянского в Киеве, вокалистов и хоров в Тернополе, хоровой конкурс имени Леонтовича, который возрождается после 8 лет забвения. То есть украинская нация в который раз демонстрирует свою певческую природу и способность преодолевать экономические трудности. С чем это связано?

- Если взять последнее десятилетие, Киев, в частности НМАУ, то я связал бы это с появлением во главе Студенческого хора Евгения Савчука. Сейчас исполнительское мастерство и педагогическая практика вышли на совершенно новый уровень. Каждый будущий хормейстер подходит к своему "инструменту" - хору - и самостоятельно делает программу. Он знакомится с совершенно разной музыкой: это может быть эпоха Возрождения, романтика и тому подобное. И это воспитывает музыкантов высокого уровня. Тем более, когда у руля стоит действительно выдающийся мастер своего дела. Студенты имеют возможность слышать его, работать под его руководством и учиться тому, что он им дает. Чрезвычайно важно и то, что хоровое сообщество активизировалось под руководством Александра Тарасенко - нового председателя Хорового общества имени Николая Леонтовича. По его инициативе проходит много мероприятий, летние хоровые академии, концерты и тому подобное. Сформировался новый фундаментальный подход к воспитанию будущих дирижеров. Если раньше многие выпускники вузов хотели остаться в Киеве, то сейчас они едут к себе на малую родину и создают там замечательные хоровые коллективы.


Автор: Ольга Голинская
Колективи: Академічний камерний хор "Хрещатик"
Диригенти: Павло Струць
Джерело: Газета День



Інші:

"Вже це все набридло": співачка Монастирська про те, як замінила путіністку Нетребко і настрої за кордоном
Львівський органний зал: українські ноти, які об'єднали світ
Музика свободи і віри
"Співпрацювати з руснею не буду", — як жив і загинув в окупованому Херсоні диригент Юрій Керпатенко
Василь Василенко: “Ми повинні відроджувати й репрезентувати своє мистецтво у світі
Олександр Родін про нові творчі проєкти
Допитували всю ніч та знімали з трапа літака: оперна співачка Марія Стеф'юк розповіла, як її переслідувало КД
Сюрпризи від Ігоря Саєнка
Актор Анатолій Хостікоєв - про театр під час війни, контакт із глядачем та чому Україні не можна програвати
Єжи Корновіч про оперу «Родинний альбом»: «Європа – це велика родина»
Микола Дядюра про прем’єру та гастрольні маршрути
Раду Поклітару: “Прем’єра “Тіней забутих предків” – це подія світового масштабу!”
Цьогоріч на Шевченківську премію подали 74 заявки у 7 номінаціях: Євген Нищук про критерії та залаштунки премії
Роман Ревакович: Останнім часом мене засипають питаннями про український репертуар [інтерв'ю]
«Україна ще має відбутися як оперна держава»: розмова з першим українським композитором, який пише музику для Метрополітен-опера
Балет “Мадам Боварі” - новинка в афіші Національної опери України
Як козаки і пірати москалів били: мюзикл «Неймовірні мандри і пригоди козака Василя Сліпака»
«Забудьте про російську культуру, яка пригнічує вашу власну»
Майбутня прем`єра “Сойчиного крила” стискатиме серце глядача, — директор-художній керівник “Київської опери” Петро Качанов
Зірка, патріотка і наша сучасниця
Рок Фаргас: «Я дізнався про багатьох неймовірних композиторів України»
Музика + театр
Михайло Швед: “Розширюємо репертуарні грані новими творами, виконавцями та ідеями”
“Я ентузіаст створення нового українського репертуару”
Казка від Юрія Шевченка
Олена Ільницька: «Сподіваюсь, мій твір є моїм внеском у Перемогу»
«Маріупольська камерна філармонія відроджується у Києві», — диригент колективу Василь Крячок
“Я хочу показати слухачам нашу потужну мистецьку школу, українську самобутню культуру”
У Львові відкрити Камерну залу імені Мирослава Скорика
“Псальми війни”
"Кіт у чоботях"
“Opera Europa - це велике інформаційне і колегіальне поле”
Володимир Сіренко: “Продовжуємо активно працювати”
“Ми займаємося творчими пошуками нових форм виразності, вдосконалюючи свій професіоналізм”
На Херсонщині завершився XXV Міжнародний театральний фестиваль "Мельпомена Таврії"
Як стати людиною?
«Життя неможливо зіграти під фонограму, як і справжню музику», — диригентка Леся Шавловська
“До перемоги”
Як народжується музика?
“Тримаємо культурний фронт”
      © 2008-2024 Music-review Ukraine






File Attachment Icon
6.jpg